Жительница Владимира: «В Германии не носят бахилы и даже бомжи получают достойные деньги»
Уехавшая на ПМЖ в Берлин женщина уже не представляет, как можно жить на зарплату в 25 000 рублей.
Жительницу Владимира Марию Ф. счастье ждало не за поворотом, а в далёкой Германии. Уже 2 года она живет в центре Берлина. Сейчас приехала во Владимир с маленьким ребенком, чтобы повидаться с родней. О жизни, быте, медицине и людях в Германии она рассказала редакции «ProГород».
Как оказалась в Германии
Так получилось, что я познакомилась с иностранцем, он давно живёт и работает в Германии. Очень быстро мы поняли, что это любовь. Он сделал предложение, я согласилась и приехала к нему. Интересно то, что люди годами не могут получить визу, вид на жительство, а у меня всё сложилось достаточно быстро. Видимо, судьба.
Про соблюдение законов
О, с этим в Германии строго. Например, есть закон о том, что воскресенье - выходной день, и никто не должен работать. И это так и есть. В воскресенье ничего не работает. А если кто-то вынужден выйти на работу, то ты получишь 2-3 дня к отпуску или хорошую надбавку в зарплате. Тоже самое относится к работе после окончания рабочего дня. Оплачивается каждая сверхурочная минута. Там даже в голову никому не приходит нарушать правила, законы, даже если законы тупые и устаревшие. Их будут соблюдать, пока не примут новые.
Про зарплаты
На самом деле они у всех разные, есть большие и маленькие. У них есть минимальная оплата труда, которая находится на том уровне, что ты будешь жить без проблем. Возможно, не сможешь путешествовать, но жить будешь достойно. И считается она по другому, не за месяц, а за час. Мне нравится то, что там ценится человеческий труд, то, что делается руками. У нас, допустим, можно пригласить слесаря и починить кран за бутылку. Там о подобном даже речи нет. Это будет хорошо оплачено, и специалисты ценятся.
Про теплые и холодные дома
Когда я только приехала, мне показалось, что там достаточно прохладно. Вообще не люблю холод, всегда в шерстяных носочках. Оказалось, что там уровень тепла можно регулировать самостоятельно по шкале от 0 до 5. Если выставить на 0, ничего не заплатишь за отопление, если на 5, заплатишь по максимуму. И мы научились регулировать, нагреем дом, потом ставим на 2 или выключаем. По прошествии какого-то времени прошёл процесс адаптации. Нагревать стали меньше. Я заметила, что даже в детских садах часто открыты окна, дети ходят без шапок. Нет такого, чтобы детей кутали. А когда вернулась во Владимир, мне дико не понравилось центральное отопление, потому что очень привыкла к комфортной прохладе. Нет возможности регулировать температуру, у ребенка даже начался насморк, потому что так сказать из «сауны» мы выходим на улицу. К примеру, я зашла в пенсионный фонд. Там было невыносимо душно, батареи шпарят на всю, кондиционера нет, окна закрыты. Я думала, не выживу там. Я считаю, что центральное отопление с невозможностью регулировать температуру под себя — это позапрошлый век и растрата денег.
Про экономию ресурсов.
Иллюминации в квартирах Германии ни у кого нет. Сделал дела, свет выключил, ушёл. Там ко всем ресурсам очень бережное отношение. То же и с водой. И дело не только в деньгах. У них есть средства оплатить свои расходы, просто смотрят на это иначе, глобально. Они берегут ресурсы с целью защиты животных, защиты мира и планеты в целом.
Про расходы
Коммуналка, аренда жилья стоит дорого. А вот продукты, продовольственные товары — так же, как во Владимире, а то и дешевле. К примеру, памперсы там стоят меньше. С моей прежней зарплатой в 25-27 тысяч рублей отдать за упаковку 2 тысячи было дорого. Сейчас мне есть с чем сравнить, и я могу сделать вывод, что люди здесь, в России, выживают, как могут.
Про мигрантов
Мигрантов в Берлине, конечно, много, кого только нет — индусы, корейцы, африканцы, американцы, египтяне, аргентинцы. Я долго привыкала к этому, а сейчас даже скучаю по этой разнонациональной речи. При этом нет вражды, никто ни на кого косо не смотрит, нет национализма, люди дружественно ведут себя друг с другом. Если честно, мигранты очень разные. Есть те, кто стремится выучить язык, хорошо зарабатывать. А есть такие, кто ничего не хочет, получает пособие. Может быть потому, что мы живем в хорошем районе, у меня никогда не было проблем с ними. Но такого, что они ходят толпами и не дают людям жизни, точно нет. В Берлине много людей с низким социальным статусом, у нас бы сказали бомжей. В Германии очень высокий уровень пособий, поэтому туда все и едут. Они приехали, и не могут вписаться в систему. Эта страна может дать много, но и спрашивает по справедливости, чтобы учили язык, соблюдали законы, пытались найти работу. Люди не вписываются и ломаются. Много русскоязычных среди них, которые попали туда в 90-х на волне миграции. Много раз замечала людей, которые зависли в 90-х. Они сидят на корточках в спортивных костюмах, щёлкают семечки, ругаются матом. Как будто они не понимают, что лихие 90-е закончились и не надо идти на улицу, чтобы бороться и выживать.
Про медицину
Медицина в Германии вся платная. Ты можешь мало зарабатывать, можешь жить на пособие, но тебе необходима страховка, которая стоит не мало. Это святое, условие номер один. Стоит она процентов 30-40 от зарплаты. Там нет поликлиник, только госпитали, где лечатся стационарно. Если нужен врач, ищи праксис. Это специалист, который закончил медицинский ВУЗ и имеет частную практику. Врача на дом вызвать нельзя, скорая помощь приедет, если только ситуация на грани жизни и смерти. Антибиотики в Германии не любят, их выписывают в самом крайнем случае. На первый взгляд может показаться, что медицина здесь на низком уровне. Просто это довольно здоровая нация, они не паникуют из-за температуры. В случае же серьёзного заболевания, человек получает всё по максимуму, уровень лечения и реабилитации на высоте.
Про роды
Я вписана в страховку мужа, и он всегда возмущался, что слишком дорого за неё платит. Но, когда я была беременная, эти деньги полностью оправдались, я получала всё самое лучшее бесплатно. В том числе и роды, которые стоят около 3 тысяч евро. Я рожала в перинатальном отделении большого госпиталя. Сразу спросили, кто из близких будет присутствовать при родах. Это обязательно. Если у тебя никого нет, ты обязан нанять специально обученную женщину — доулу или хибаму, которая будет тебя поддерживать. Я не хотела рожать с мужем, но этот вопрос сам собой решился. К тому моменту началась пандемия и его нахождение в палате ограничили. Но рожали мы вместе. Причем он вошел в палату как был — в одежде, в кроссовках, только руки обработал и экспресс-тест сдал. Немцы не боятся микробов, даже бахилы не носят, поскольку категорически против пластика. А когда я родила, ребёнка сразу положили на грудь, муж был рядом часа полтора. Это невероятные и очень важные ощущения. Отношение к пациентам там потрясающее.
Про детей
Вот я сейчас гуляю в парке «Добросельский» и вижу, что с детьми гуляют мамы, бабушки, редко дедушки. В Берлине с колясками, с детками гуляют папы. На колясках детей возят долго, хоть до 5 лет. В памперсах тоже долго ходят, никто не сделает замечание. Здесь вообще замечания не приняты. Никто не кутает детей, одеты хорошо, но не как капуста, немцы считают, что здоровая терморегуляция очень важна, закаливают с рождения. Часто можно увидеть детей, бегающих босиком, это никого не удивит, в соцзащиту звонить не будут.
Про магазины
Привыкли думать, что немцы мясоеды, но я увидела, что у них культура питания овощная. В магазинах колоссальный выбор зелени, а вот в наших дворовых супермаркетах ее нет совсем. В меню у немцев всегда кусок мяса или рыбы, ложка крупы и очень много овощей. Овощи и салаты там рулят. И ещё, там почти не используют пакеты в качестве упаковки, всё складывают в одну кучу, потом в бумажный пакет. Они за экологию!
Про лица людей
Вы знаете, несмотря на очень разношерстную публику, все очень позитивно настроены, всегда с улыбкой, лица у людей добрые. Они очень свободны, могут идти по улице и петь песню, никто не покрутит пальцем. Часто заглядывают в коляску, разговаривают с малышом. Если бы у нас так сделали, мамочка бы 100% взъелась на прохожего, там - нет. А вот место беременной женщине в автобусе не уступят, чтобы не показать, что она слабая, ущемлённая. Если женщине хочется присесть, она просто попросит уступить место, и ей без вопросов уступят. Такая же ситуация, когда стоишь в очереди с плачущим ребёнком. Никто не бросится помогать, если не заявишь о себе. Поскольку я русская, мне всё таки больше приятен наш менталитет. А вот что мне больше нравится в Германии, так это то, что никто никого никогда не обсуждает: прокрашены ли у тебя корни волос, насколько крутые джинсы - там нет до этого дела. Хотя, хочу заметить, что там очень много стильных людей. И ещё я в восторге от того, что там везде встречаются люди, которые объединены в кружки по интересам. Это особо заметно в парке. Бабушки организуют пикники, приносят пару бутылочек шампанского и поют песни, как же они поют! Рядом люди занимаются ушу, играют на барабанах. Это здорово. Увы, но на контрасте бросается в глаза, что лица людей в России, в частности во Владимире, мрачноваты.