"В 11 лет я могу и свечку заменить, и резину переобуть"
11-летний Дима Данилушкин - многократный победитель чемпионатов по картингу и участник престижной команды Formula K Russia
Дима Данилушкин — юный картингист из Владимира. Картингом он занимается уже 5 лет и имеет серьезные результаты для своих 11 лет. Спортсмен рассказал редакции «ProГород» о том, как попал в этот экстремальный спорт, каких успехов достиг, и о чем мечтает в будущем.
Сколько тебе было лет, когда начал заниматься картингом?
Когда мне было 6 лет, мы с папой шли мимо торгового центра и увидели объявление прокатного картинга «Lux Kart». Мы зашли, прокатились, понравилось. Потом папа сказал, что там есть секция, вот я и записался. Где-то полгода я занимался на прокатном картинге, а весной уже решил попробовать свои силы в спортивном картинге с мотором «Ракета микро», так называется мотор и класс. (Всего есть порядка 20 классов, разделяются они по возрастам и мощности мотора.) Отличия от прокатного карта я заметил сразу, мотор мощнее и звук у него совсем другой. Один круг на картодроме в городе Ярославль примерно 700 метров, на других картодромах, где проходят этапы всероссийских чемпионатов - приблизительно 1300-1400 метров.
За один тренировочный день я проезжаю примерно 150 км, это очень тяжело.
У тебя сразу стало хорошо получаться или пришлось привыкать?
На первых тренировках было очень сложно из-за того, что руль казался слишком тяжёлым. Так же я не знал трассу, не знал, как правильно ехать и заходить в повороты — это тоже пугало. Но, чуть позже я освоился, привык к рулю и уже начал догонять тех, кто раньше меня пришёл в секцию.
Когда впервые поехал на соревнования?
Это произошло спустя примерно полгода с того момента, как я начал заниматься, то есть весной. На тот момент мне исполнилось 7 лет, я мог ехать только в классе «Ракет микро». Соревнования проходили в Ярославле. Когда приехали, оказалось, что я один в своем классе. На тот момент перейти в следующий класс я не мог из-за возраста. И всё же на тренировках я обгонял старших ребят, из-за этого мне даже разрешили ехать на более мощном карте с мотором Ротакс микро.
Что больше всего запомнилось, когда впервые сел в спортивный карт?
Это звук мотора, он меня даже немного оглушил. Плюс, конечно скорость, с которой проносятся карты — это было громко и очень быстро. Моя максимальная скорость — 105 км в час. А на более мощных моторах можно развить скорость до 200 км в час.
У тебя есть тренер?
Да, конечно. На данный момент меня тренирует Максим Гиричев, он руководитель команды Formula K Russia, в которую меня пригласили в середине этого сезона, до этого я выступал за команду «РЦДО» г. Рязань. Тренерам помогают телеметристы, в нашей команде это Владимир Воробьев. Телеметрист в команде играет очень важную роль. Он скачивает информацию со специального прибора, установленного на карте, и отслеживает скорость прохождения поворотов, траекторию, правильно ли настроен двигатель и шасси. Если я неправильно выбираю траекторию, рано или поздно нажимаю газ и тормоз, он говорит мне о моих ошибках. Телеметрия очень помогает в настройке карта и мотора. Formula K Russia - это самая большая команда я горжусь, что вхожу в ее состав. В этом году мы победили в командном зачете среди 12 команд.
Так же у каждого пилота должен быть механик. Моего механика зовут Алексей Валерьевич Шаленков, он с нами работает уже несколько лет. От него очень много зависит. Вообще, 50% успеха зависят от пилота, 50% от правильной настройки машины. Хотя, я и сам могу немного сделать: заменить свечку, переобуть резину, заменить «сухие» колёса на «дождь», ну и так, по мелочи.
Как часто проходят соревнования?
Первые этапы начинаются в марте-апреле в южных городах России, и длятся до осени, 1-2 раза в месяц. Этапы соревнований проходят по всей России — Рязань, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Сочи и так далее.
Дима, расскажи о своих победах?
В 2018 году я стал чемпионом Российской серии Rotax Max в классе Ротакс Микро. Эта победа давала мне путёвку на Grand Final, который тогда проходил в Бразилии. На него могут попасть только победители и обладатели такой путевки из 36 стран мира. Но, на тот момент мне было только 8 лет, я был слишком не опытный и мы решили не ехать. В 2019 году выступал в странах Прибалтики - это Латвия, Эстония и Финляндия. Я занял 5 место из 42 участников. Мы туда поехали что бы набраться опыта, ведь там картинг более развит чем у нас, по крайней мере в 2019 году.
В 2020 я снова выступал в России и стал вице чемпионом в том же классе Ротакс микро. А победителем, кстати, стал мой друг и земляк Илья Березкин из Гусь Хрустального. Сейчас мы с ним едем в одной команде. На этих соревнованиях я снова получил путевку, но началась пандемия коронавируса и соревнования отменили.
В этом же году я перешёл в более старший класс Ротакс мини и выиграл Российский чемпионат Ротакс. По итогам я обогнал своих соперников всего на 2 очка.
Еще я проехал «Кубок Нечерноземья» в Ярославле, тот самый с которого началась моя спортивная карьера, и тоже стал первым!
А так же мы съездили на два этапа Чемпионата Белоруссии. Там я оба раза финишировал третьим, побив чемпиона Белоруссии этого года на его же трассе.
Что чувствуешь, когда оказываешься победителем?
Чувствую гордость от того, что справился, что продержался, смог вырвать эту победу, потому что счёт идёт на десятые доли секунды. Радуюсь за свою команду, и они кстати тоже очень рады, что у них ещё один чемпион. А ещё радуюсь за родителей, я им очень благодарен за то, что разрешают мне этим заниматься, выделяют для этого время, деньги и нервы. Кстати, мой младший брат Степа тоже начал заниматься картингом. Ему 7 лет, он уже участвовал в соревнованиях и занял 3 место на моем первом моторе Ракет микро. Получается, что в нашей семье на картах ездят все кроме мамы, она болеет за нас и поддерживает.
Тебе бывает когда-нибудь страшно на гонках?
Бывает страшно, если впереди человека развернуло на карте, если на него наехать — будет очень не приятно. Страшно, когда впереди происходит какое то столкновение других пилотов, это опасно, нужна хорошая реакция, чтобы мгновенно оценить ситуацию и быстро среагировать.
Успокаивает то, что на пилоте всегда надет шлем, защита шеи, защита ребер, огнестойкий костюм и перчатки. Еще бывает страшно за секунды до старта, когда на стартовую прямую выезжает 28 пилотов. Но, скорее, это даже не страх, а волнение.
Занятия картингом не мешают учёбе?
Я делаю всё, чтобы не мешали. Когда я уезжаю на соревнования, мне приходится самому изучать новый материал, делать домашние задания, я даже в перерывах между тренировками их делаю, чтобы не отставать. Учусь я хорошо. Учителя в основном не против моего увлечения, некоторые даже поддерживают меня в этом.
Как относятся друзья к твоему увлечению?
Все уважают мой спорт, даже девочки, всегда интересуются результатами. Некоторые тоже хотят заниматься.
У меня много друзей даже среди соперников — из Гуся Хрустального, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Санкт Петербурга. Мы познакомились на соревнованиях, иногда созваниваемся. То есть в жизни мы друзья, сели в карт — соперники.
Какие ещё у тебя есть увлечения?
Компьютеры и компьютерные игры. Музыку люблю слушать, в основном хип-хоп или рок. Иногда мне нравится рисовать танки. А вообще люблю всё, где есть скорость — квадроциклы, вэйкборд, горные лыжи, велосипед, трюковой самокат.
Планируешь ли и дальше заниматься этим видом спорта? Какие у тебя планы на будущее?
Конечно, заниматься буду. Сейчас, пока нет соревнований, главное не потерять форму. А то потом будет трудновато. Мы с папой ходим в бассейн, в тренажёрный зал. Весной начнутся соревнования, буду стараться побеждать.
А через два года я хочу попробовать свои силы в «Кузовах» это гонки на автомобилях. Я хотел бы сначала поучаствовать в качестве штурмана, а позже и в качестве пилота.
А сейчас мы готовимся к зимнем сезону, к гонкам по льду. Зимние гонки легче, требуют меньше усилий. Вообще, мне больше нравится ездить по асфальту, но в зимних гонках буду участвовать, чтобы сохранить форму.
Как ты считаешь, картинг повлиял на твой характер?
Да, конечно, я стал увереннее в себе, появилась реакция и целеустремленность. Я думаю мне это пригодится в жизни.