Пульмонолог рассказал, как антипрививочники каются после того, как попадают в реанимацию
90% пациентов реанимации — не привитые от ковида люди. Остальные 10% сначала говорят, что привились, а потом сознаются, что купили сертификат
Врачи, работающие в «красной зоне» ковидных госпиталей — герои в белых халатах. Их работа связана с постоянным физическим и моральным напряжением. Если бы в обществе не были так сильны антипрививочные настроения, этим врачам работалось бы намного проще.
Редакции «ProГород» пообщалась с заведующим пульмонологическим отделением Областной клинической больницы — Михаилом Владимировичем Смирновым.
Когда журналист редакции пришла в отделение, чтобы взять интервью у доктора, обнаружила, что оно совершенно безлюдное. На вопрос: «А где все?», доктор ответил: «Ушли на фронт...работают в ковидном корпусе». Под него перепрофилирован хирургический корпус, все 7 этажей.
- Все, кто работали здесь, переведены в ковидный корпус, там мы находимся постоянно, в пульмонологию я захожу лишь иногда оформить бумаги или поработать на компьютере, потому что там физически места нет.
Структура ковидного корпуса выглядит так: 3 инфекционных отделения и реанимация. Сейчас у нас осталось 180 коек, на пике заболеваемости, то есть примерно месяц назад, было 270 коек. Можно сказать, потихоньку идёт спад. Если посмотреть по документам: сегодня поступил 1 человек, выписались 4.
Пульмонологическое отделение терапевтического корпуса сейчас пустует. Все врачи переведены на работу в ковидный госпиталь.
Какой возраст больных ковидного отделения?
- По возрасту ситуация выглядит так: в первые две волны коронавируса госпитализировались более возрастные пациенты, в основном те, кому за 60 лет. Молодые пациенты встречались, но это были единичные случаи. Если брать третью волну, которая плавно перетекла в четвёртую, молодых больных стало гораздо больше. Я говорю о людях 30 лет и моложе. Сейчас, например, в реанимации находится пациент 1990 года рождения, а попадают туда и более молодые, причем с тяжёлым поражением лёгких, до 80%, а то и выше. Максимальный процент поражения лёгких, при котором человек выжил, пошёл на поправку, а позже выписался — 94%.
Что такое «процент поражения лёгких»?
- Когда мы говорим о поражении лёгких при ковиде, имеем ввиду, что при компьютерной томографии или рентгенограмме лёгких мы видим изменённые участки лёгких, их подсчитывают и определяют процент. Так называемый феномен матового стекла, выглядит, как белёсый туман. Сама лёгочная ткань при этом, как правило, не разрушена, там наблюдается воспалительный отёк. Это как при ушибе руки остаётся гематома и отёк, которые со временем сами проходят. Другой момент, если был сложный перелом руки, остался рубец, могут неправильно функционировать ткани, мышцы, связки, сосуды, кости. Такие рубцы иногда остаются и в лёгких при разрушении лёгочной ткани, но это бывает не часто - у самых тяжёлых пациентов.
Можно ли полностью восстановиться после болезни? Что делать, чтоб вернуть лёгкие в прежнюю форму?
- Эффект матового стекла проходит самостоятельно, для этого нужно только время. Когда человек начинает выздоравливать, всё уходит. Другой вопрос возникает тогда, когда случаются грубые изменения в лёгочной ткани, и у пациента появляется нехватка кислорода, избыток углекислого газа. В этом случае требуется так называемая реабилитация дыхательной системы. Правда, к той норме, что была до болезни, лёгкие скорее всего не вернутся, резервы будет значительно меньше, и олимпийским чемпионом человек вряд ли уже станет. Но он сможет жить полноценной жизнью, без зависимости от кислорода.
В чем заключается реабилитация дыхательной системы после перенесённого ковида?
- Основной принцип реабилитации в пульмонологии — это дозированная, то есть очень осторожная и постепенная физическая тренировка с дополнительным кислородом. Плюс могут добавляться физиотерапевтические процедуры, массаж, упражнения на определённые группы мышц, всё то, что могут рекомендовать реабилитологи. На территории ОКБ открылось отделение реабилитации, это структурное подразделение на базе санатория «Заклязьменский». На реабилитацию направляются пациенты не только по принципу высокой степени поражения дыхательной системы. Оценивается общее состояние после перенесённого заболевания, насколько оказались поражены прочие системы организма, в том числе нервная система. Требуется наблюдение врачей, мониторинг анализов. Ковид — очень коварная штука, даже после выписки на фоне ослабленного иммунитета может случиться вспышка иммунных реакций организма, ещё одна волна болезни.
В каком случае требуется подключение пациента к аппарату ИВЛ?
- Подключение к ИВЛ требуется тогда, когда другим путём не удаётся возместить дыхательную функцию. Есть определённые этапы помощи пациентам с дыхательной недостаточностью: сначала мы просто даём кислород, затем даём кислород с большим потоком кислорода — высокопоточная кислородотерапия, следующий этап — не инвазивная вентиляция лёгких. Если и здесь не удаётся обеспечить пациента кислородом — приходится пациента интубировать и проводить искусственную вентиляцию лёгких. Человек при этом может быть как в сознании, так и без сознания. Есть люди которые годами живут на ИВЛ и успешно работают при этом. Самый яркий пример — Стивен Хоккинг.
Но, бывают случаи, когда и аппарат ИВЛ не справляется, тогда есть возможность применения аппарата ЭКМО или искусственных лёгких. Этот аппарат у нас есть, иногда его приходилось задействовать, но показания очень жёсткие, так как это очень сложная процедура, наверное одна из самых сложных в медицине. У человека забирается вся кровь, искусственно насыщается кислородом и снова вводится в организм. И так круглые сутки.
У какой категории людей выше риск развития осложнений?
- Наиболее тяжело ковидом болеют люди с избыточной массой тела с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией, сахарным диабетом, онкологией. Что касается курения, то здесь нет достоверной информации. А употребление алкоголя в принципе хорошо никогда не сказывается.
Есть ли статистика, какой процент привитых и не привитых больных поступает в ковидное отделение?
- Статистика в этом плане очень интересная. Большинство пациентов из тех, кому требуется госпитализация, кому требуется кислород, пациенты с дыхательной недостаточностью — в 90 % случаев не вакцинированные. А в тех 10% случаев, когда пациенты говорят, что они вакцинированные, к сожалению и возмущению, свидетельства о вакцинации оказываются фиктивными. Их определенные лабораторные показатели свидетельствуют о том, что пациент раньше не встречался с данным видом инфекции, у него ужасные показатели биохимического анализа крови, ужасная картина цитокинового шторма (неконтролируемое воспаление, которое приводит к повреждению собственных тканей организма). То есть люди купили свидетельства о вакцинации и расплатились своим здоровьем. Объясняем человеку, что ситуация крайне серьёзная — сознаётся, что купил сертификат о вакцинации. Моему разуму не подвластно понять пациентов, которые это делают.
Как вы думаете, почему люди отказываются вакцинироваться?
- Накладываются разные моменты. Люди привыкли не верить официальной информации, бывают заведомо ложные вбросы в соцсети. Я лично встречаю эту абсурдную информацию, которая тут же подхватывается и передаётся от одного к другому. Интернет так устроен, что тебе выдаётся та информация, которую ты ищешь. Если ты когда-то начал искать информацию о негативных последствиях вакцины, то тебе только такая и будет попадаться в дальнейшем. Так работает искусственный интеллект. Люди видят только негатив, не анализируют критически и отказываются от вакцины. А вакцина спасает жизни.
В вашей практике встречались явные антипрививочники, которые после пребывания в ковидном отделении, в реанимации, изменили своё мнение?
- Конечно, мы каждый день с такими пациентами встречаемся. Каждый день пациенты каются, сожалеют о том, что не привились сами, жалеют своих родственников. Ведь люди погибают, несмотря на все наши усилия. И когда люди видят, что мы не в силах что-либо сделать, начинают задумываться. Ведь год уже как появилась вакцина, целый год можно было использовать для собственной защиты. Очень жаль, что кто-то упустил время и в чьих-то семьях произошло непоправимое.
Все 7 этажей хирургии ОКБ перепрофилированы под ковидный госпиталь