Progorod logo

Исследования в условиях кризиса: почему данные теперь на вес золота?

11 января 2023Возрастное ограничение0+
Фото с сайта freepik.com

В кризисной обстановке работодателям особенно важно знать потребности кандидатов и ситуацию на рынке труда, чтобы оперативно и гибко подстраивать свои процессы. Эксперты hh.ru, крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России, рассказали, как исследования помогут компании всегда оставаться «на плаву».

Здесь и сейчас: почему исследования стали актуальны как никогда

Рынок труда кардинально изменился за последние пару лет в связи с коронавирусом и экономической ситуацией в стране. Перемены видны не только невооружённым взглядом, но и подтверждаются статистикой. По сравнению с началом 2022 года количество опубликованных на hh.ru вакансий увеличилось на 4%, а число размещённых резюме выросло на 29%. Помимо этого, 28% российских компаний планируют уменьшать объёмы найма.

В настоящих условиях организациям необходимо особенно аккуратно и точно выстраивать стратегию подбора сотрудников, чтобы быстро нанимать релевантных специалистов и не тратить на это заоблачные бюджеты. Для этого нужно иметь представление о рынке труда, а наиболее эффективным способом получения данных является исследование.

«Принимать решения, особенно в нестабильное время, нужно опираясь на актуальные данные. Эти знания позволят отследить тенденции, понять реальное соотношение спроса и предложения на разных специалистов, оставаться конкурентоспособными и корректировать свою стратегию найма, например, предлагать сотрудникам условия, которые будут повышать их лояльность, мотивировать и удерживать. Данные — это барометр, без которого сложно принимать правильные решения, направленные на экономию, рост эффективности и производительности бизнеса», - говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований и аналитических проектов hh.ru

Аналитика поможет:

— оценить ситуацию на рынке труда в рамках своей сферы

Компания будет знать, как обстоят дела в конкретной области и специализации кандидатов, и выбирать наиболее выгодный алгоритм действий в подборе персонала. Так, с помощью аналитики у работодателя сформируется понимание:

сколько всего специалистов определённой профессии и с нужными навыками есть в регионе/области/стране; как отличаются зарплатные ожидания кандидатов в зависимости от уровня компетенций; где можно найти требующихся специалистов; какие компании являются конкурентами за эти кадры и каков уровень конкуренции среди соискателей за вакансию на разных позициях в этой сфере; на сколько увеличилось число соискателей в сфере на различных позициях.

Пример: технологичная региональная компания безуспешно искала команду разработчиков в своём городе. После исследования выяснилось, что ни в городе, ни в области практически нет специалистов с необходимыми компетенциями. Решением стали программисты из других регионов, оценка привлекательности релокации для них и их мотивов для переезда.

— определить потребности соискателей

Когда компании нужны специалисты, обладающие конкретными компетенциями и качествами, следует узнать, что для этой группы соискателей имеет значение при выборе работодателя. На основе полученных данных можно разработать методы привлечения, которые повлияют на их мотивацию работать в вашей организации.

По статистике обычно кандидатам важны:

соразмерная оплата труда, карьерный рост, социальный пакет, местонахождение офиса, коллектив.

Но это лишь общая информация, и каждый отдельный случай стоит рассматривать отдельно.

Пример: строительное предприятие планировало нанимать сотрудников в офис, который находился достаточно далеко от центра города. Чтобы сделать рабочее место более привлекательным, компания провела опрос среди соискателей и узнала, какой должна быть инфраструктура офиса, чтобы они были готовы работать в нём, несмотря на его расположение.

Отдельно можно отследить, какие условия привлекают соискателей в других организациях, чтобы вы могли составить им конкуренцию. Дело в том, что невзирая на увеличение количества активных кандидатов в 2022 году, большинство неохотно переходят на новое место работы. Аналитика позволит скорректировать предложения таким образом, чтобы соискатели увидели преимущества от сотрудничества с вами: допустим, расширенный социальный пакет или перспектива удалённой работы.

— улучшить бренд работодателя

Исследование покажет, как соискатели воспринимают вашу компанию и что влияет на их решение о трудоустройстве: хотят ли они работать у вас и почему, следят ли за вашими вакансиями, почему не готовы работать с вами и так далее. Впоследствии компания может разработать маркетинговый план по привлечению кандидатов и использовать более результативные каналы продвижения компании и её вакансий.

Пример: медицинской клинике, в связи с высокой конкуренцией за медицинские кадры, нужно было узнать положение компании и определить факторы выбора работодателя. С этой целью были созданы фокус-группы с сотрудниками, проведён онлайн-опрос медперсонала, изучены потенциальные конкуренты и отслежены упоминания в интернете. Благодаря этому клиника смогла выделить свои конкурентные преимущества, создала на базе них собственную концепцию и карьерный сайт, а также определила действенные каналы коммуникации.

— оптимизировать HR-процессы

Зачастую низкие показатели найма сотрудников кроются во внутренних процессах компании, метриках, инструментах. Проверить, что может быть не так, возможно путём сравнения вашей компании с другими организациями. В итоге вы получите полное понимание, на каком уровне находятся ваши процессы, на какие практики коллег стоит обратить внимание, изменив в первую очередь.

Пример: федеральная корпорация не понимала, почему у неё долгое время не получалось закрывать позиции Data Scientist. Анализ рекрутинговых процессов, используемых инструментов и бюджета позволили составить новую политику по подбору специалистов Data Science, с которой компании удалось нанять сотрудников.

— сэкономить бюджет

Исследования помогут получить детальную информацию о рынке труда, кандидатах и конкурентах. Соответственно, компания не будет тратить деньги впустую, в частности на неэффективные каналы привлечения, собеседования с нерелевантными соискателями, наём «не тех» людей и прочее. Таким образом, траты на проведение аналитики будут намного меньше, чем стоимость дальнейших ошибок.

Как лучше исследовать: свои силы VS специализированный сервис

Какие данные по рынку труда можно получить самостоятельно на hh.ru?

Посмотреть ситуацию с резюме и вакансиями на текущий момент через расширенный поиск. Получить данные по рынку в динамике за последние два года с помощью бесплатной системы онлайн-мониторинга hh.ru. Проанализировать базовые показатели по вакансиям в личном кабинете работодателя на hh.ru в разделе «Конкурентный анализ вакансии». Отчёт даст информацию о том, насколько «в рынке» ваша вакансия, показывает конкурентов по ней и ожидания соискателей. Воспользоваться возможностями аналитического сервиса «Банк данных заработных плат»: позволяет получить данные по заработным платам, льготам и компенсациям и сравнить с компаниями, которые ищут таких же сотрудников в тех же регионах и профобластях. Воспользоваться возможностями аналитического сервиса «Люди в цифрах»: позволяет изучать активность конкурентов и оценивать вероятность ухода ключевых сотрудников. Состоит из двух инструментов: «Карта вакансий» (актуальные данные о рынке труда) и «Доноры-акцепторы» (покажет, насколько активны ваши конкуренты и сотрудники на рынке труда).

Вместе с тем, если компании нужны ретроспективные данные, глубокий анализ или специфичные параметры, лучше обратиться к специализированному сервису — Службе исследований hh.ru. В течение 3−6 недель специалисты Службы соберут свежие данные о соискателях и работодателях под вашу задачу — срок будет зависеть от того, надо ли проводить опрос целевой аудитории.

Вы получите максимально достоверную и актуальную информацию за счёт:

Широкого охвата и географии. В базе hh.ru около 50 миллионов соискателей из самых разных сфер и регионов РФ и СНГ. Гибких и многообразных выборок. Можно изучить не только стандартные признаки кандидата, но и поведенческие, например, как часто он откликается на вакансии конкурентов. Проверенных методов. Исследования проводятся количественным и качественным способами, а все онлайн-опросы полностью анонимны. Высокой экспертизы. Служба исследований hh.ru успешно анализирует данные для заказчиков на протяжении 18 лет.

При этом вы можете запросить рекомендации по разработке стратегии подбора, развития бренда работодателя, улучшения процессов найма. А если вы являетесь провайдером услуг или агентством — советы по продвижению товаров и услуг.

Как заказать исследование на hh.ru?

Хотите узнать больше о своих кандидатах и компании? Тогда:

Заполните заявку. Напишите, какую задачу хотите решить, в какой срок и какие данные интересны.

Выберете формат материалов — отчёт в Excel, подробный анализ с рекомендациями или презентация для руководства от лица hh.ru.

Согласуйте методологию и сроки. Сервис предоставит параметры выборки, анкету и дизайн исследования, а вам останется лишь выбрать подходящий вариант.

Получите отчёт!

ООО «Хэдхантер»

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: