Бывший владимирский бизнесмен обиделся на государство и ушел в лес

Один день с бывшим бизнесменом Алексеем Поповым, решившим, что доить корову и разводить кур, полезнее для его нервов и здоровья

Еще вчера Алексей Попов ворочал миллионами и начинал утро с разнарядок команде из 30 подчиненных. Всю сознательную жизнь он занимался лесом: заготовкой, переработкой, сбытом продукции. Сначала, много лет назад, работал на государство, в лесном поселке в Республике Коми. А потом, в конце 80-х, создал первый кооператив. В последнее время был предпринимателем во Владимирской области, однако, разочаровавшись в бизнесе, в один момент решил полностью поменять свой жизнь и построил дом в 17 километрах от Мурома.

Двухэтажный бревенчатый дом решено было возвести практически в лесу — рядом с деревней Максимовка, в которой проживает от силы человек 60. Дом двухэтажный, 84 м2. Год ушел на строительство, этим летом Алексей Алексеевич занялся отделкой и тогда же переехал сюда из городской трехкомнатной квартиры. Возвел большую баню, в которой есть не только парилка, но и чайная. Разбил теплицу и вспахал картофельное поле. Построил хлев.

– Решил, что в хлеву будет 4 комнаты: для коровы, теленка, поросят и куриц. Свиней пока нет. Договорился, что в феврале привезут двух. 3,5 тысячи рублей за каждого поросенка отдам. Почему ушел? Хотелось душевного покоя. Да и продукты, сама знаешь, какие нынче продают — вредные для здоровья. А тут все свое, безопасное, полезное, — рассуждает Алексей Попов.

Pro Город» провел один день с Алексеем Алексеевичем в его доме у деревни Максимовка.

7:00. Алексей Попов встает без будильника. Умывается, одевается и, не завтракая, идет к своим животным. Ласка и внимание телке важнее картошки и сена, которые Алексей Попов насыпает ей в стойло. Каждое утро хозяин берет щетку и начинает чесать ей бока. В этот момент Зорька встает как вкопанная и почти не дышит.

– Удовольствие получает, любит, когда ее чищу, — говорит новоиспеченный фермер.

Рацион Зорьки он старается делать разнообразным. Покупает мешками морковь, свеклу. Картофельными очистками снабжают жители деревни Максимовка, которые с пониманием относятся к лесному отшельнику.

7:35. Настало время для завтрака. Чай из колодезной воды. Два колодца — тоже гордость экс-бизнесмена. Сам вырыл их в земле. Говорит, что чище, вкуснее воды не пробовал. Омлет — из яиц, которые вчера снесли куры.

– Куриц у меня шесть. Как зовут? Никак. Безымянные у меня курицы. Руководит ими петух Петька. Каждый вечер собираю по 4–5 яиц.

Алексей Алексеевич включает телевизор.

– С новостей я начинаю свой день. Новостями и заканчиваю. И на обед у меня не только суп, но и новости. Я обязан владеть ситуацией

А говорите — душевный покой…

– Считаю, что должен быть в курсе ситуации в стране, в которой живу.

И какая она, наша ситуация?

– Очень тревожная. Политика стала влиять на жизнь каждого человека. Раньше такого не было. Уровень жизни россиян резко понижается при конфликтах на внешнеполитическом уровне.

Две беды — коррупция и очереди

10:00. Провожаю Алексея Алексеевича на лыжню. Как выпал снег, проложил он себе удобную трассу и каждый день обновляет.

А весной, снег растает, бегать начнете?

– Весной купаться начну, с мая по октябрь, каждый день, — отвечает.

Уже восемь лет Алексей Попов закаляется, не употребляет алкоголь и не курит.

– Здоровье как? Нормальное здоровье. Когда о нем не думаешь, значит все в порядке…

12:00. Через два часа Алексей Алексеевич возвращается, обедает. На столе суп из грибов, которые он заготовил летом. Я уже не удивляюсь.

После идет чинить крышу на пилораме. Она пока не действует, хотя заказы на доску имеются. Фермер говорит, что сырья нет. Леса нынче во Владимирской области, по словам Попова, законным образом не достать. Можно сказать по этой причине он прекратил бизнес. Алексей Попов уверен: у России, кроме внешних, много внутренних проблем. Главная — коррупция. В нынешних условиях бизнесу существовать крайне сложно.

– В неравном бою с государством я проиграл. В этом государстве я, мелкий предприниматель, не могу выжить. При этом я не вор, не бездельник, не хулиган, — вздыхает Попов, в порыве стучит ложкой о стол. — Россия имеет самые богатые лесные ресурсы. В то же время предприниматели, которые хотят развивать такой бизнес, ограничены в своих возможностях. Они просто не могут этот лес купить. Всегда надо искать какие-то лазейки, идти на хитрости, кого-то подмазать или подкупить. А во всех странах, даже в Мозамбике, есть лесная биржа.

Имеет свой зуб Алексей Алексеевич и на миграционную службу. Привез он в область бригаду из 30 представителей Узбекистана. На оформление каждого дается 60 дней.

– Но все это время я должен работников содержать и кормить. Без разрешения на территории России иностранцы работать права не имеют. Примешь вопреки закону — заплатишь 250 тыс. рублей за каждого. В 2014 году весь поток приезжих принимал во Владимирской области один маленький кабинетик.

– Ты бы видела, что творится возле этого кабинета! Сотни, тысячи людей приходят, стоят в очереди, но попасть не могут. Драки даже были. Пытался с ними бороться, в прокуратуру писал, однако мне это боком вышло в итоге. Статистика им нужна, видите ли. Им статистика нужна, а мне из-за их цифр разориться пришлось.

Ремонтом крыши Алексей Алексеевич занят до вечера.

«Выкрутимся как-нибудь»

19:00. Пришла пора новостей, рыбы в кляре и картошки. Картофель со своего огорода.

Стук в дверь.

– Валентина, заходи! — Алексей Алексеевич входную дверь не запирает. Говорит, закрываться принято у городских, а он нынче житель деревенский, вернее даже лесной.

Валентина принесла картофельные очистки для коровы.

После ее ухода узнаю: Валентине 58 лет, работает на секретном военном заводе. У нее есть муж, у него в Муроме бизнес. Но ездить на работу Евгению в последнее время не хочется.

– Раньше его турфирма путевки продавала только в путь. Египет и Турция были привычным ежегодным местом отдыха для многих муромчан. Не бедствовал Женька. В сентябре пошел на убыль спрос, а после известных событий и предложение. Сейчас одну путевку в месяц, если продаст, — уже хорошо, — говорит Алексей Алексеевич. — Вот живой пример того, как политика влияет на простого человека…

Евгений, по словам новоиспеченного фермера, смотрит на его хозяйство и все чаще думает: а не пойти ли ему по следам Попова.

А Алексей Алексеевич уже придумал, как будет жить и выживать.

– Свиней куплю, выращу, стану мясо продавать. Зорька отелится, излишки молока буду соседям сбывать. Да и пилорама, даст Бог, стоять не будет. Найду лес, на доску пущу. Выкрутимся как-нибудь. Зато нервы целее.

Назад, в город, возвращаться Алексей Алексеевич точно не хочет. Четко определил для себя преимущества нынешней жизни над прошлой:

  • Независимость. Городской житель зависит от коллег, банков, цен, обстоятельств. В деревне же - свобода. Можно выстраивать собственный распорядок дня. Попов уверен: только природа может вмешаться в его планы. Но к ней сам Бог велел прислушиваться…

  • Здоровье. В деревне человек живет на улице, а в городе – в помещении. «Домой я захожу поесть, отдохнуть, ну или что-нибудь прибрать-приколотить. Все остальное время – активная физическая работа на свежем воздухе: землю пашу летом, зимой снег убираю, животными занимаюсь, постройками...». Причем в лесу этот воздух куда свежее, чем в кольце заводов и автомобилей.

  • Питание. Причем дело даже не в том, что в деревне не в ходу газировка или, скажем, маргарин с пальмовым маслом. Например, молоко. Оно на 100% натуральное, сливки в ведре – 3 сантиметра, хоть на хлеб намазывай. Плюс корова ест чистую траву, сено, овощи, а значит в молоке – все нужные организму микроэлементы. Такая же ситуация с курицами, в мясе которых нет гормонов, зато в характере - страсть к овсу и лесным букашкам.

А как же кризис? Как выживать? – спрашиваю напоследок.

- Как наши предки в 19 веке. Они жили не в лучших условиях, но рожали детей – столько, сколько душа требовала, не боялись и не зависели от грозных санкций и высоких цен. Жили они на своей земле, вели свое хозяйство и всегда знали: чтобы не случилось, семья будет в сытости. Вот я в 90-х годах, когда весь поселок наш сидел без зарплаты, бизнес тоже висел под угрозой закрытия, завел корову. Делал масло, сыр, сметану – и дети были накормлены, и деньги от продажи водились. Кризис – это инструмент порабощения людей. Нужно сделать усилие и выйти из замкнутого круга.

На посошок Алексей Алексеевич дает мне маленькую корзинку с яйцами и соленой рыбы, которую, конечно же, сам в реке наловил. На следующий день дома я устроила пир. Только вот быстро наш праздник закончился. Дочь с мужем в один момент смели все со стола. Просили еще, а я, пока полушутя, рекомендовала им ехать на ПМЖ в деревню…

...

  • 0

Популярное

Последние новости