Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: почему опасно недооценивать экстремизм в XXI веке
В январе 2020 года в Иерусалиме фонд «Всемирный форум памяти Холокоста» Вячеслава Моше Кантора и мемориал «Яд Вашем» провели масштабный и уже пятый по счёту Форум памяти Холокоста, посвящённый на этот раз проблеме антисемитизма в современном мире, через 75 лет после окончания Холокоста. Именно на этом форуме, собравшем около 50 самых высокопоставленных гостей, от лидеров государств до представителей королевских семей и правительств, Вячеслав Кантор в своём выступлении заявил о необходимости приравнять антисемитизм и его проявления к экстремизму и даже терроризму, причём сделать это как в юридическом, так и в практическом ключе.
Чем опасен антисемитизм сегодня и почему особенное внимание ему настолько важно, Вячеслав Кантор знает, как никто. Будучи президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) и представляя интересы всех проживающих в Европе евреев и еврейских общин, Кантор не один год своей жизни посвятил изучению этого вопроса.
Заставить действоватьВ своей авторской колонке, написанной специально для газеты «Ведомости» по итогам Пятого Всемирного форума памяти Холокоста, Вячеслав Моше Кантор как раз углубился в проблему антисемитизма и того, почему он сегодня представляет собой не меньшую опасность, чем экстремизм. Как лейтмотив своих размышлений, Кантор приводит цитату Джона Кеннеди, который в 1961 году в одной из своих речей перефразировать Джона Стюарта Милля и заявил о том, что «единственное, что необходимо для победы зла, – это чтобы хорошие люди ничего не делали». Вячеслав Моше Кантор не только согласен с этим заявлением – он напомнил, что эти слова были сказаны в середине XX века, когда в человеческом сознании и в обществе в целом ещё были свежи воспоминания о Холокосте и весь мир пытался осознать истинный масштаб трагедии. По сути, говорит Кантор, эта трагедия во многом стала результатом именно бездействия – бездействия цивилизованного мира перед тем экстремизмом, что демонстрировали нацисты в 1930-е годы. Об опасности и губительных последствиях подобного бездействия, а также недооценки опасности экстремизма, рассказывали грядущим поколениям в течение целых десятилетий. Однако, отмечает Кантор, времена изменились.
В 2020 году мир отмечает 75-ю годовщину освобождения концентрационного лагеря Аушвиц (нам более известного как Освенцим), лагеря смерти, ставшего своеобразным мрачным символом Холокоста как такового. Вячеслав Кантор при этом отметил, как трагически снижается с каждым годом числе непосредственных свидетелей и людей, переживших Холокост. Вместе с этими людьми уходит в прошлое и память, говорит Кантор. Одновременно с этим происходит и так пугающий Моше Кантора процесс – а именно возрождение и набирание силы со стороны антисемитизма в частности и экстремизма как такового. Вновь строятся теории заговоров, подкармливается страх и злоба, живущие в человеческой природе, в то время как истории выживших в Холокосте превращаются не более чем в проходные темы в выступлениях популистов.
О том, что антисемитизм действительно набирает силу, свидетельствуют факты. Вячеслав Кантор приводит данные Агентства ЕС по основным правам, согласно опросу которого подавляющее большинство европейских евреев – а именно более 80% - признаются, что из-за антисемитизма не чувствуют себя в безопасности в своей повседневной жизни. При этом сам антисемитизм постепенно нормализуется, и на высказывания и взгляды, которые ещё несколько лет назад вызвали бы возмущение, сегодня уже никто не реагирует, констатирует Кантор. Свою роль в ситуацию вносят и развитие цифровых технологий, а именно распространение интернета и социальных сетей, где создана слишком благоприятная почва для пропаганды ненависти и нетерпимости. Вячеслав Моше Кантор признаёт, что для недовольства, страхов и даже злости сегодня достаточно объективных причин – это и увеличение пропасти между бедными и богатыми, эпоха пост-правды и в целом окружение дезинформацией, экономическая и политическая нестабильность, в целом неуверенность в завтрашнем дне. Однако, отмечает Моше Кантор, с этими страхами необходимо бороться. На деле же они используются теми, кто стремится продвигать нетерпимость, и перенаправляются на выбранные мишени, превращаются в обвинения в сторону как еврейских общин, так и других групп людей, которых выбирают как козлов отпущения. Проблему Вячеслав Кантор видит и в современном среднем классе. В то время как прежде именно эти люди были так называемой «силой разума» и выступали оппонентами нетерпимости, в том числе и антисемитизму, сегодня они больше сконцентрированы на собственных проблемах, на обеспечении как собственного будущего, так и будущего своих близких, а не на сохранении социальной стабильности.
Всё это, подводит итог Кантор, возвращает нас к проблеме исторической памяти. Как и десятилетия назад, именно история Холокоста может послужить ключом к разрешению проблем. Необходимо напоминать миру о тех трагических уроках, что преподала человечеству история, говорит Вячеслав Моше Кантор. В частности, необходимо просвещать и объяснять людям, особенно подрастающему поколению и молодёжи, чем именно опасна нетерпимость, к таким трагическим последствиям приводит бездействие, особенно в тех ситуациях, когда нетерпимость и ненависть нагнетаются извне, когда насаждаются предрассудки и сфабрикованные обвинения порождают паранойю.
Законная оборонаЧто же необходимо делать? Вячеслав Моше Кантор, известный сторонник использования так называемой «мягкой силы» в борьбе с ненавистью, экстремизмом и терроризмом, говорит однозначно: прежде всего нужны правовые и законодательные изменения. В частности, нужны такие законы, которые позволяли бы действительно бороться с экстремизмом и экстремистскими идеологиями. Уже сегодня на наших глазах, особенно в киберпространстве, трусливо ведутся кампании по разжиганию ненависти, и противопоставить этой трусости и бессвязности необходимо стройную и тщательно продуманную законодательную базу. В частности, Вячеслав Кантор настаивает на таких полномочиях для служб безопасности, которые позволяли бы не только обнаруживать, но и нейтрализовывать подобные скоординированные кампании по продвижению ненависти – причём делать это задолго до того, как они превращаются в реальную силу, представляющую опасность. В качестве примера подобных мер Вячеслав Моше Кантор приводит единое рабочее определение антисемитизма, которое уже не только одобрено на уровне Европарламента, но и используется в отдельных странах Европы для приведения к единому знаменателю законодательной и правоохранительной базы касательно антисемитизма, позволяя его идентифицировать и соответственно реагировать на его проявления. Вячеслав Кантор убеждён, что и правоохранительные органы, и судебная система нуждается в подобных конкретных документах и определениях, которые давали бы критерии для максимально эффективного выявления противоправных действий в сфере экстремизма, антисемитизма и нетерпимости.
Антисемитизм, если смотреть на число его жертв и те разрушения, что его проявления принесли миру, по сути своей равен экстремизму и терроризму, говорит Вячеслав Кантор. Достаточно оглянуться на историю Холокоста: изначально направленный против евреев, антисемитизм унёс жизни 6 миллионов евреев, однако за этими потерями последовали ещё более 50 миллионов человек, погибших в войне, развязанной теми же политическими силами, что продвигали антисемитизм. По мнению Вячеслава кантора, это служит более чем убедительным доказательством того, как опасно отсутствие сопротивления экстремистским пропагандам и предрассудкам, и что без должной реакции любое проявление нетерпимости будет разрастаться и в дальнейшем подпитывать ненависть как таковую, станет основной для других идеологий, построенных на агрессии, ксенофобии и экстремизме.
Сегодняшний расцвет подобных идеологий и настроений, говорит Моше Кантор, во многом объясняется тем относительным миром, в котором жило человечество по окончании Второй мировой войны. В связи с этим в людях, особенно в развитых и благополучных странах, культивировалось ложное чувство безопасности, заставившее многих утратить бдительность. Вячеслав Моше Кантор напоминает, что поколение людей, которым действительно пришлось сражаться за свои убеждения и за весь мир, постепенно уходит в прошлое, а лидирующие места в мире занимают те, кто не имел возможности на собственном опыте узнать губительность терпимости по отношению к ненависти и экстремистским идеологиям. Именно поэтому, уверен Вячеслав Кантор, такую популярность по всему миру вновь набирает национализм, а международные объединения и организации сталкиваются с настоящими вызовами в своей работе.
Что необходимо, говорит Кантор, так это развивать и держаться за те ценности, которые объединяют людей во всём мире. Иными словами, повторяет Вячеслав Кантор, надо заставить хороших людей действовать и защищать безопасный цивилизованный и толерантный мир, который им дорог.
Площадка для объединенияПятый Всемирный форум памяти Холокоста по задумке самого Вячеслава Моше Кантора и должен был стать той площадкой, где у лидеров современного мира появилась бы возможность объединить усилия и совместно разработать план действий по борьбе с антисемитизмом. Об этом, в частности, заявлял и сам Вячеслав Кантор ещё в 2019 году, в преддверии проведения форума. Будучи тем человеком, что заложил традицию проведения Всемирных форумов памяти Холокоста ещё 15 лет назад, Вячеслав Кантор в наше время заявил о необходимости поднимать на этих мероприятиях важные для современности проблемы. В качестве примера он привёл форумы в Давосе и Мюнхене, где мировые лидеры собираются ежегодно для обсуждения современных проблем экономики и безопасности. Форум Холокоста же, говорит Кантор, может стать той площадкой, где появится возможность обсуждать проблемы современности, связанные с гражданским обществом, с этикой и моралью, а также другие проблемы, присущие именно общественной стороне нашей жизни. Поскольку Холокост во многом являл собой низшую точку истории человечества, с точки зрения морали – даже более низкую, чем животное существование, говорит Кантор, то обсуждение именно цивилизационных и общественных проблем в рамках этого мероприятия имеет особенный смысл.
По мнению Вячеслава Моше Кантора, история Холокоста и Второй мировой войны является доказательством того, что ухудшение нравственного и этического состояния общества является верным путём к катастрофе глобального масштаба. С этой точки зрения, говорит Вячеслав Кантор, уровень антисемитизма и в целом нетерпимости в обществе вполне может служить своеобразным барометром нравственности. И именно поэтому, уверен Моше Кантор, исторические уроки, а особенно – уроки Холокоста – забывать ни в коем случае нельзя.
Что особенно важно, подчёркивает Вячеслав Моше Кантор, так это международная направленность форума. Чтобы экстремизм и нетерпимость не получили развития в современном обществе, чтобы самая страшная страница человеческой истории не получила повторения, обет «вечно помнить» и бороться с антисемитизмом должны дать не только евреи, но весь цивилизованный мир.
Международные соглашения и попытки к объединению на этой почве имели место быть и в преддверии Второй мировой войны, напоминает Вячеслав Моше Кантор – 81 год назад мировые лидеры пытались найти решение проблемы и надвигающейся опасности для евреев в Эвиане, однако тогда соглашение достигнуто не было. Эта неспособность объединиться, уверен Вячеслав Кантор, и стала подготовкой почвы и атмосферы, в которой Холокост и последующая война стали возможны. Сегодня одними лишь воспоминаниями о прошлом уже не исправить и не спасти ситуацию, этого попросту недостаточно, говорит Кантор. Что необходимо, так это действительно извлечь уроки из истории, провести самоанализ и понять, где действительно сегодня находится общество и каждый из нас, свериться с теми самыми нравственными барометрами и по-настоящему объединиться перед лицом возможного зла. Только в этом случае, уверен Вячеслав Кантор, можно гарантировать миру безопасное и светлое будущее.
Критически важным Вячеслав Моше Кантор считает и то, что результатами подобного объединения и самоанализа должны стать прежде всего практические результаты – в отношении антисемитизма, в также в целом роста агрессии и нетерпимости в мире, нужны прежде всего конкретные шаги и меры. Примеры подобных шагов уже есть, и Вячеслав Кантор называет среди них законодательные меры, принятые во Франции против попыток отрицания Холокоста, а также делегитимизации Израиля и запретов товаров и лиц на основании их национальной принадлежности; закон против разжигания ненависти в интернете, принятый Германией; а также создание специального органа по отслеживанию проблемы антисемитизма и борьбы с ней в Великобритании. Подобные примеры, подчёркивает Вячеслав Кантор, должны быть обобщены и ретранслированы для использования во всём мире.
Борьба с нетерпимостью и антисемитизмом в современном мире необходима и на основании того, что эти направления, как и в целом ксенофобия, становятся своеобразным общим знаменателем в риторике и идеологии самых «крайних» политических сил, и они этого совершенно не стесняются. Вместе с этим, говорит Вячеслав Кантор, с каждым годом всё больше повышается вероятность того, что радикально и экстремистски настроенные силы в отдельных странах могут прийти к реальной власти. Как и в случае с историей 1930-х годов, напоминает Кантор, в этот момент останавливать их может быть уже слишком поздно.
«Мы собрались сегодня, солидарные в наших словах и нашей общей вере в будущее, свободное от антисемитизма, расизма и ксенофобии, - заявил Вячеслав Моше Кантор в завершении своей вступительной речи на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста. - Вместе мы посеем семена взаимного доверия и веры в то, что наши ежедневные молитвы о спасении будут услышаны».