Наверх

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: почему опасно недооценивать экстремизм в XXI веке

Возрастное ограничение: 0+
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: почему опасно недооценивать экстремизм в XXI веке https://vmkantor.livejournal.com/

В январе 2020 года в Иерусалиме фонд «Всемирный форум памяти Холокоста» Вячеслава Моше Кантора и мемориал «Яд Вашем» провели масштабный и уже пятый по счёту Форум памяти Холокоста, посвящённый на этот раз проблеме антисемитизма в современном мире, через 75 лет после окончания Холокоста. Именно на этом форуме, собравшем около 50 самых высокопоставленных гостей, от лидеров государств до представителей королевских семей и правительств, Вячеслав Кантор в своём выступлении заявил о необходимости приравнять антисемитизм и его проявления к экстремизму и даже терроризму, причём сделать это как в юридическом, так и в практическом ключе.

Чем опасен антисемитизм сегодня и почему особенное внимание ему настолько важно, Вячеслав Кантор знает, как никто. Будучи президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) и представляя интересы всех проживающих в Европе евреев и еврейских общин, Кантор не один год своей жизни посвятил изучению этого вопроса.

Заставить действовать

В своей авторской колонке, написанной специально для газеты «Ведомости» по итогам Пятого Всемирного форума памяти Холокоста, Вячеслав Моше Кантор как раз углубился в проблему антисемитизма и того, почему он сегодня представляет собой не меньшую опасность, чем экстремизм. Как лейтмотив своих размышлений, Кантор приводит цитату Джона Кеннеди, который в 1961 году в одной из своих речей перефразировать Джона Стюарта Милля и заявил о том, что «единственное, что необходимо для победы зла, – это чтобы хорошие люди ничего не делали». Вячеслав Моше Кантор не только согласен с этим заявлением – он напомнил, что эти слова были сказаны в середине XX века, когда в человеческом сознании и в обществе в целом ещё были свежи воспоминания о Холокосте и весь мир пытался осознать истинный масштаб трагедии. По сути, говорит Кантор, эта трагедия во многом стала результатом именно бездействия – бездействия цивилизованного мира перед тем экстремизмом, что демонстрировали нацисты в 1930-е годы. Об опасности и губительных последствиях подобного бездействия, а также недооценки опасности экстремизма, рассказывали грядущим поколениям в течение целых десятилетий. Однако, отмечает Кантор, времена изменились.

В 2020 году мир отмечает 75-ю годовщину освобождения концентрационного лагеря Аушвиц (нам более известного как Освенцим), лагеря смерти, ставшего своеобразным мрачным символом Холокоста как такового. Вячеслав Кантор при этом отметил, как трагически снижается с каждым годом числе непосредственных свидетелей и людей, переживших Холокост. Вместе с этими людьми уходит в прошлое и память, говорит Кантор. Одновременно с этим происходит и так пугающий Моше Кантора процесс – а именно возрождение и набирание силы со стороны антисемитизма в частности и экстремизма как такового. Вновь строятся теории заговоров, подкармливается страх и злоба, живущие в человеческой природе, в то время как истории выживших в Холокосте превращаются не более чем в проходные темы в выступлениях популистов.

О том, что антисемитизм действительно набирает силу, свидетельствуют факты. Вячеслав Кантор приводит данные Агентства ЕС по основным правам, согласно опросу которого подавляющее большинство европейских евреев – а именно более 80% - признаются, что из-за антисемитизма не чувствуют себя в безопасности в своей повседневной жизни. При этом сам антисемитизм постепенно нормализуется, и на высказывания и взгляды, которые ещё несколько лет назад вызвали бы возмущение, сегодня уже никто не реагирует, констатирует Кантор. Свою роль в ситуацию вносят и развитие цифровых технологий, а именно распространение интернета и социальных сетей, где создана слишком благоприятная почва для пропаганды ненависти и нетерпимости. Вячеслав Моше Кантор признаёт, что для недовольства, страхов и даже злости сегодня достаточно объективных причин – это и увеличение пропасти между бедными и богатыми, эпоха пост-правды и в целом окружение дезинформацией, экономическая и политическая нестабильность, в целом неуверенность в завтрашнем дне. Однако, отмечает Моше Кантор, с этими страхами необходимо бороться. На деле же они используются теми, кто стремится продвигать нетерпимость, и перенаправляются на выбранные мишени, превращаются в обвинения в сторону как еврейских общин, так и других групп людей, которых выбирают как козлов отпущения. Проблему Вячеслав Кантор видит и в современном среднем классе. В то время как прежде именно эти люди были так называемой «силой разума» и выступали оппонентами нетерпимости, в том числе и антисемитизму, сегодня они больше сконцентрированы на собственных проблемах, на обеспечении как собственного будущего, так и будущего своих близких, а не на сохранении социальной стабильности.

Всё это, подводит итог Кантор, возвращает нас к проблеме исторической памяти. Как и десятилетия назад, именно история Холокоста может послужить ключом к разрешению проблем. Необходимо напоминать миру о тех трагических уроках, что преподала человечеству история, говорит Вячеслав Моше Кантор. В частности, необходимо просвещать и объяснять людям, особенно подрастающему поколению и молодёжи, чем именно опасна нетерпимость, к таким трагическим последствиям приводит бездействие, особенно в тех ситуациях, когда нетерпимость и ненависть нагнетаются извне, когда насаждаются предрассудки и сфабрикованные обвинения порождают паранойю.

Законная оборона

Что же необходимо делать? Вячеслав Моше Кантор, известный сторонник использования так называемой «мягкой силы» в борьбе с ненавистью, экстремизмом и терроризмом, говорит однозначно: прежде всего нужны правовые и законодательные изменения. В частности, нужны такие законы, которые позволяли бы действительно бороться с экстремизмом и экстремистскими идеологиями. Уже сегодня на наших глазах, особенно в киберпространстве, трусливо ведутся кампании по разжиганию ненависти, и противопоставить этой трусости и бессвязности необходимо стройную и тщательно продуманную законодательную базу. В частности, Вячеслав Кантор настаивает на таких полномочиях для служб безопасности, которые позволяли бы не только обнаруживать, но и нейтрализовывать подобные скоординированные кампании по продвижению ненависти – причём делать это задолго до того, как они превращаются в реальную силу, представляющую опасность. В качестве примера подобных мер Вячеслав Моше Кантор приводит единое рабочее определение антисемитизма, которое уже не только одобрено на уровне Европарламента, но и используется в отдельных странах Европы для приведения к единому знаменателю законодательной и правоохранительной базы касательно антисемитизма, позволяя его идентифицировать и соответственно реагировать на его проявления. Вячеслав Кантор убеждён, что и правоохранительные органы, и судебная система нуждается в подобных конкретных документах и определениях, которые давали бы критерии для максимально эффективного выявления противоправных действий в сфере экстремизма, антисемитизма и нетерпимости.

Антисемитизм, если смотреть на число его жертв и те разрушения, что его проявления принесли миру, по сути своей равен экстремизму и терроризму, говорит Вячеслав Кантор. Достаточно оглянуться на историю Холокоста: изначально направленный против евреев, антисемитизм унёс жизни 6 миллионов евреев, однако за этими потерями последовали ещё более 50 миллионов человек, погибших в войне, развязанной теми же политическими силами, что продвигали антисемитизм. По мнению Вячеслава кантора, это служит более чем убедительным доказательством того, как опасно отсутствие сопротивления экстремистским пропагандам и предрассудкам, и что без должной реакции любое проявление нетерпимости будет разрастаться и в дальнейшем подпитывать ненависть как таковую, станет основной для других идеологий, построенных на агрессии, ксенофобии и экстремизме.

Сегодняшний расцвет подобных идеологий и настроений, говорит Моше Кантор, во многом объясняется тем относительным миром, в котором жило человечество по окончании Второй мировой войны. В связи с этим в людях, особенно в развитых и благополучных странах, культивировалось ложное чувство безопасности, заставившее многих утратить бдительность. Вячеслав Моше Кантор напоминает, что поколение людей, которым действительно пришлось сражаться за свои убеждения и за весь мир, постепенно уходит в прошлое, а лидирующие места в мире занимают те, кто не имел возможности на собственном опыте узнать губительность терпимости по отношению к ненависти и экстремистским идеологиям. Именно поэтому, уверен Вячеслав Кантор, такую популярность по всему миру вновь набирает национализм, а международные объединения и организации сталкиваются с настоящими вызовами в своей работе.

Что необходимо, говорит Кантор, так это развивать и держаться за те ценности, которые объединяют людей во всём мире. Иными словами, повторяет Вячеслав Кантор, надо заставить хороших людей действовать и защищать безопасный цивилизованный и толерантный мир, который им дорог.

Площадка для объединения

Пятый Всемирный форум памяти Холокоста по задумке самого Вячеслава Моше Кантора и должен был стать той площадкой, где у лидеров современного мира появилась бы возможность объединить усилия и совместно разработать план действий по борьбе с антисемитизмом. Об этом, в частности, заявлял и сам Вячеслав Кантор ещё в 2019 году, в преддверии проведения форума. Будучи тем человеком, что заложил традицию проведения Всемирных форумов памяти Холокоста ещё 15 лет назад, Вячеслав Кантор в наше время заявил о необходимости поднимать на этих мероприятиях важные для современности проблемы. В качестве примера он привёл форумы в Давосе и Мюнхене, где мировые лидеры собираются ежегодно для обсуждения современных проблем экономики и безопасности. Форум Холокоста же, говорит Кантор, может стать той площадкой, где появится возможность обсуждать проблемы современности, связанные с гражданским обществом, с этикой и моралью, а также другие проблемы, присущие именно общественной стороне нашей жизни. Поскольку Холокост во многом являл собой низшую точку истории человечества, с точки зрения морали – даже более низкую, чем животное существование, говорит Кантор, то обсуждение именно цивилизационных и общественных проблем в рамках этого мероприятия имеет особенный смысл.

По мнению Вячеслава Моше Кантора, история Холокоста и Второй мировой войны является доказательством того, что ухудшение нравственного и этического состояния общества является верным путём к катастрофе глобального масштаба. С этой точки зрения, говорит Вячеслав Кантор, уровень антисемитизма и в целом нетерпимости в обществе вполне может служить своеобразным барометром нравственности. И именно поэтому, уверен Моше Кантор, исторические уроки, а особенно – уроки Холокоста – забывать ни в коем случае нельзя.

Что особенно важно, подчёркивает Вячеслав Моше Кантор, так это международная направленность форума. Чтобы экстремизм и нетерпимость не получили развития в современном обществе, чтобы самая страшная страница человеческой истории не получила повторения, обет «вечно помнить» и бороться с антисемитизмом должны дать не только евреи, но весь цивилизованный мир.

Международные соглашения и попытки к объединению на этой почве имели место быть и в преддверии Второй мировой войны, напоминает Вячеслав Моше Кантор – 81 год назад мировые лидеры пытались найти решение проблемы и надвигающейся опасности для евреев в Эвиане, однако тогда соглашение достигнуто не было. Эта неспособность объединиться, уверен Вячеслав Кантор, и стала подготовкой почвы и атмосферы, в которой Холокост и последующая война стали возможны. Сегодня одними лишь воспоминаниями о прошлом уже не исправить и не спасти ситуацию, этого попросту недостаточно, говорит Кантор. Что необходимо, так это действительно извлечь уроки из истории, провести самоанализ и понять, где действительно сегодня находится общество и каждый из нас, свериться с теми самыми нравственными барометрами и по-настоящему объединиться перед лицом возможного зла. Только в этом случае, уверен Вячеслав Кантор, можно гарантировать миру безопасное и светлое будущее.

Критически важным Вячеслав Моше Кантор считает и то, что результатами подобного объединения и самоанализа должны стать прежде всего практические результаты – в отношении антисемитизма, в также в целом роста агрессии и нетерпимости в мире, нужны прежде всего конкретные шаги и меры. Примеры подобных шагов уже есть, и Вячеслав Кантор называет среди них законодательные меры, принятые во Франции против попыток отрицания Холокоста, а также делегитимизации Израиля и запретов товаров и лиц на основании их национальной принадлежности; закон против разжигания ненависти в интернете, принятый Германией; а также создание специального органа по отслеживанию проблемы антисемитизма и борьбы с ней в Великобритании. Подобные примеры, подчёркивает Вячеслав Кантор, должны быть обобщены и ретранслированы для использования во всём мире.

Борьба с нетерпимостью и антисемитизмом в современном мире необходима и на основании того, что эти направления, как и в целом ксенофобия, становятся своеобразным общим знаменателем в риторике и идеологии самых «крайних» политических сил, и они этого совершенно не стесняются. Вместе с этим, говорит Вячеслав Кантор, с каждым годом всё больше повышается вероятность того, что радикально и экстремистски настроенные силы в отдельных странах могут прийти к реальной власти. Как и в случае с историей 1930-х годов, напоминает Кантор, в этот момент останавливать их может быть уже слишком поздно.

«Мы собрались сегодня, солидарные в наших словах и нашей общей вере в будущее, свободное от антисемитизма, расизма и ксенофобии, - заявил Вячеслав Моше Кантор в завершении своей вступительной речи на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста. - Вместе мы посеем семена взаимного доверия и веры в то, что наши ежедневные молитвы о спасении будут услышаны».

Жизнь в городе

Комментарии 0

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru