Progorod logo

В пакете молока больше не литр, а в пачке масла не 200 г.: как производители незаметно повышают цены

30 ноября 2023Возрастное ограничение0+

Такое явление, как уменьшение веса и объема продуктов без снижения цены, стало вполне рядовым в последние годы. То есть для сохранения стоимости продукты на полке «сжимаются», а полновесные товары становится найти все сложнее.

Такой маркетинговый ход называется даунсайзинг. В переводе с английского «downsizing» означает уменьшение размера. Также эту стратегию называют шринкфляцией. Впервые она была применена в 1970-х годах в США. Но наиболее же активно производители стали уменьшать упаковку в 2000-х.

Эксперты портала Роскачество проанализировало девять категорий товаров – масло сливочное, кефир, молоко, сметана, творог, йогурт, макароны, пиво, сок. Цель – оценить, насколько сокращаются масса и объем продуктов.

Масло сливочное

Cреди сливочного масла самый популярный формат упаковки – это 180 г. Упаковки по 200 г. тоже встречаются, но крайне редко. Таким образом, только каждая десятая пачка масла будет весить классические 200 г. Некоторые производители продолжают и дальше «сжимать» вес - уже можно встретить пачки масла по 175 г., сейчас на рынке их около 5,98%.

Впрочем, после рейдпа по магазином выяснилось, что есть чему радоваться. А порадовал местный производитель - там пачка масла аж 230 г. Почти советский стандарт.

Молоко

Классический литр молока — уже в прошлом, на рынке его доля около 14,86% продаж. По данным Роскачества наиболее популярные форматы у производителей: 900 г (30,58%) и 930 г (20,71%). Лишь каждая седьмая бутылка будет содержать 1 л молока.

А по данным "ProГорода" на прилавкаках не редки бутылки молока по 800 и 870 мл. Даже пакеты молока фасуют не по литру, а по 900 мл.

Кефир

Ситуация с объемом кефира в упаковке схожа с объемом молока: на литровые бутылки приходится только 11% рынка. Разливают его по 900 г (это около 26,42% на рынке) и 930 г (17,1% на рынке). Только лишь каждая десятая бутылка кефира будет литровой.

Творог

В советские времена пачка творога весила 250 г. Сейчас такую фасовку помнит лишь старшее поколение - доля такого формата занимает лишь 1,84% на рынке. Сейчас стандартная пачка - 180 г (пачек с таким весом около 10,65% на рынке) и 200 г (6,98%).Только одна пачка на 50 будет весить 250 г.

Наша редакция данные портала умного покупателя подтверждает! В основном на прилавках пачки по 180 г. И снова выгодно выглядит владимирская продукция с фасовкой по 200 граммов.

Йогурты

Не так давно бутылочка йогурта весила 300 г. Сейчас такой объём почти исчез с полок, доля на рынке менее 1%. Сейчас самые популярные форматы по 260 г (йогурта с такой фасовкой около 6,44% на рынке), по 270 г (5,53% на рынке) и 290 г (4,74% на рынке).

Макароны

Самый популярный формат упаковки макарон сейчас – 450 г. Это почти половина всего рынка — 45,55%. Всё чаще встречается упаковка 400 г (35,58% на рынке). Привычная пачка макарон весом 0,5 кг постепенно уходит с рынка. Доля ее продаж составляет 9,10%. Классические полкило можно встретить только в одной пачке из 10.

Встретились макароны в такой фасовке лишь у импортного производителя. Но цена там кусается!

Пиво

Даже в этой категории властвует даунсайзин. Бутылки по пол-литра в прошлом. На их долю приходится только 7,88% продаж. Только одна бутылка из 12 будет содержать 0,5 литра пива. В основном пенный напиток разливается в тару объёмом 450 мл (это чуть более половины рынка - 56,7%). Встречаются также бутылки объёмом 470 мл и 440 мл, но их на рынке чуть более 7%.

Сок

Сок, как никакой другой продукт сопротивляется стратегии даунсайзинга. Привычные литровые упаковки сока пока удерживают позиции, на их долю приходится 23,07% на рынке. Хотя, упаковки по 950 мл уже теснят стандартную тару. Доля такого сока на рынке 19,26%.

Упаковки по 2 литра тоже пытаются ужать. Всё чаще встречается сок объёмом 1930 мл. На рынке его уже почти 8%.

Потребители продуктов питания интересуются: несоответствие массы нетто и даунсйзинг это одно и то же?

Эксперты Роскачества говорят однозначное нет. Это разные явления. Когда производитель на упаковке заявляет один вес, а фактически кладет другой (обычно меньший), это является грубым нарушением ТР ТС 022/2011 (Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»). А даунсайзинг - просто маркетинговый ход.

Вот несколько практических советов от экспертов:

- Изучайте информацию в маркировке. Внимательно смотрите на вес и объем, чтобы понимать, за что вы платите. Некоторые производители начали прятать вес продукта, но найти его всё же можно.

- Сравните упаковки, хотя это не всегда легко. Некоторые сети указывают цену за килограмм или литр товара мелким шрифтом на ценниках!

- Не привязывайтесь к одной торговой марке. Неизвестные торговые марки или производители-новички часто играют более честно с использованием полновесных объёмов. Не забывайте про собственные торговые марки продовольственных сетей (СТМ есть во всех сетевых магазинах). Они могут предлагать более низкие цены без потери качества.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: