Как делать деньги на парках культуры и отдыха?

Парки ищут инвесторов. Являясь муниципальной собственностью и действующие в условиях автономного существования парки начинают судорожно искать деньги на развитие. И не только. Средства необходимо искать и на зарплату. О том, чтобы взять парки в частные ру

 

Парки пост-советского периода
Парк. Какая картинка возникает перед глазами? Огромная территория, с дорожками, деревьями, скамейками. Можно найти детскую площадку, а если повезет – еще и аттракционы. Встречаются среди них относительно современные. Последнее обновление парка аттракционов случилось 5 лет назад недорогими батутами. Повезло сразу двум паркам города . С переходом в статус автономных учреждений, администрацию парков поставили перед фактом - зарабатываем деньги сами. А зарабатывать еще надо научиться.
 
Итак, в городе действуют 4 парка. Очаги культуры и досуга распределены по городу равномерно согласно генплану и потребностям населения. На Юго-Западе — «Дружба», в Заклязьменском районе — загородный парк, в центре города разместилось сразу два парка – «Липки» и парк имени Пушкина, в районе Доброе место отдыха стал парк Добросельский. А для Фрунзенского и Октябрьского районов предназначен Центральный парк культуры и отдыха.
 
Места массового отдыха горожан теперь пытаются сделать благоустроенными и прибыльными. Но прежде, чем строить бизнес в этой сфере, необходимо вспомнить, что сезон дохода в парках длится примерно с мая по сентябрь (если повезет, можно захватить октябрь). Еще выкинем из календаря дней 20 - это на случай плохой погоды с мая по сентябрь. Мертвые, с точки зрения массового отдыха и развлечений, зимние месяцы используют только «Дружба» и Загородный парк. Там несколько десятилетий действует прокат лыж. А в последнее время в прокат начали выдавать сноуборды и устраивать заезды на снегоходах.
 
Но потенциал парков гораздо больше. И надо выгодно его использовать. Как показывает опыт зарубежных соседей, на муниципальных просторах можно и нужно зарабатывать.
На сегодняшний день, культурное пространство осваивают, как правило, небольшие фирмы преимущественно из сферы общепитана. Вице-президент Владимирской ассоциации кулинаров Вера Яковлева ежегодно принимает заявки от частных компаний на обслуживание праздников и уличную торговлю в весенне-летний период.
 
- Если и говорить о какой-то конкуренции, то, как правило, на крупные праздничные мероприятия у нас претендуют примерно 18 компаний, – поясняет Вера Яковлева. - Судите сами: 4-5 организаций работают в парке Дружба. Примерно тройка уходит в Загородный парк и порядка 10 организаций делят межу собой Центральный городской парк и центр города.
 
После того, как в общественных местах запретили продавать пиво, желающих кормить и создавать праздничное настроение отдыхающим горожанам заметно убавилось. Из тех, кто остался в культмассовом секторе – Павел Елизаров. На его «точках» торгуют мороженым, соками и шашлыком, гастрономической составляющей любого культурно-массового отдыха в летний период.
 
- Вкладываться в большие проекты, такие как бары-рестораны, я смысла не вижу. Тут с розничной торговлей аренда не отрабатывается. За месяц на нее уходит порядка 20 тысяч рублей, – рассказывает Павел. – Причина, я думаю, в неразвитой инфраструктуре самих парковых зон. Туда просто не идут люди.Нет доступных и качественных аттракционов, а приезжие гастролеры, вроде цирка или лунопарка, устанавливают слишком высокие цены. Так что культ-поход превращается в разовое мероприятие. А просто покушать среди берез вряд ли кто придет.
 
К списку парковых недостатков можно добавить и малоухоженные территории, отсутствие охраны и освещения. В итоге получаем неперспективную и унылую картинку угасающего очага культуры.
 
Пути развития парков
 
Годовой оборот рынка развлекательных парков и аттракционов в России не превышает 130 млн долларов. По сравнению с миллиардными оборотами зарубежных коллег, российский рынок можно назвать незрелым. И здесь первая проблема кроется в сезонности проекта. Значительная часть существующих парков - открытые. Второй фактор - планирование. Во многих случаях отсутствует четкая концепция развития парка, что приводит к неудачному опыту работы. Концепция должна предшествовать открытию бизнеса. А в России она нередко создается «по ходу дела» и не может исправить изначально допущенных ошибок. А концепция нужна, чтобы эффективно спроектировать комплекс, рассчитать пропускную способность парка и в соответствии с ней профиль предлагаемых развлечений и других услуг.
 
К тому же этот бизнес диктует жесткие требования к качеству управления. Отсутствие специфического опыта управления развлекательными парками критически влияет на результат даже в случаях, когда путь развития выбран верно. Целесообразно обращаться к профессиональным операторам. Впрочем, в России в сегменте средних парков их крайне мало, а операторы крупных парков в стране вообще отсутствуют.
Но главная причина, затрудняющая вход на этот рынок, - необходимость значительных инвестиций.
 
По данным исследований, проведенных компанией «МКД Партнер», инвестору понадобится от 500 тысяч долларов для мини-парка из 10 аттракционов. Если речь идет о тематических развлекательных парках, рассчитанных на 25-30 аттракционов, нужны инвестиции от 50 млн долларов. Строительство развлекательного парка международного уровня, сравнимого с Disneyland в Париже или Port Aventura в Барселоне, обойдется значительно дороже. При определенных условиях в России проблема может быть решена путем финансирования проекта по схеме государственно-частного партнерства.
 
Однако, даже в этих условиях бизнес может стать прибыльным. Тем более, что конкуренция в этой сфере не велика. При этом можно вполне избежать многомиллионных вложений. Так, например, на Украине успешно действуют веревочные парки. Таких площадок во всей стране всего 15. В то время, как в Европе веревочные парки — это достаточно популярный вид отдыха. Только в одной Швейцарии работает 46 подобных аттракционов. Вообще, на западе взрослых любителей полазать по деревьям ничуть не меньше, чем детей. Для создания примитивного веревочного парка, с одним-двумя уровнями сложности, понадобится площадь в 300-500 кв м. Для обслуживания аттракциона придется нанять двух-трех профессиональных инструкторов, и одного менеджера, контролирующего работу парка. Если парк находится на неохраняемой территории, стоит заключить договор на обслуживание с охранной фирмой.
 
Веревочные городки — сезонный бизнес. Аттракцион функционирует с мая по октябрь. Но при всем этом вложенные в него средства могут довольно быстро окупиться. В крупных городах — за два сезона, а в курортных зонах отдыха — за один.
 
Еще один опыт успешного бизнеса демонстрируют нижегородцы. Там открыли автокинотеатр. За неполный год работы он успел себя окупить. Кино под открытым небом - это красиво и романтично. Затраты на оборудование и оформление документов (без учета лицензии на прокат фильмов) составили в общей сложности около 300 тысяч рублей. Все, что нужно — экран, кинопроектор и площадка. Вместо экрана можно использовать стену торгового центра. Расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 4 метров — чтобы в случае эвакуации двери свободно открывались. При проектировании «зрительного зала» необходимо учитывать два проезда слева и справа шириной не менее 7 метров. Ширина экрана — 25- 30 метров. В средней полосе России автокинотеатр может работать 100-120 дней в году.
 
Российское парковое хозяйство – новейшая история одна на всех.
 
Спасать очаги культуры под открытым небом надо не только во Владимире. Похожая ситуация в других городах страны. К примеру, город Жуковский. Там на весь город - один парк. После строительства стадиона и новой гостиницы, его площади заметно сократились. Но даже в таких условиях городскому парку необходимо развиваться. Благоустройство - самая главная статья расходов. А главная статья доходов - аттракционы.

-Финансирование – всегда тяжелая проблема, - говорит Петр Галаев, директор парка города Жуковский. - Мы учимся выживать в этих условиях на те средства, которые сами можем заработать. Особое внимание уделяем аттракционам.

Самара. Для развития городского паркового хозяйства здесь разработали целевую программу «Развитие муниципальных парков». Сроком на 10-15 лет. Первым шагом на пути модернизации зеленых зон отдыха стала идея их тематического разделения. Так, один из парков решили обустраивать как зону аттракционов, местный парк «Дружба» сделали панорамным. Еще одно место массового отдыха офомили в ретро-стиле.
 
В Томске депутаты присвоили 44 скверам статус особо охраняемых природных зон. На их территориях действуют запреты, за нарушения которых наказывают штрафами.
 
- Нам необходима комплексная защита, в том числе, и от застройки, от размещения временных ненужных объектов на этих территориях,- поясняет Дмитрий Ассонов, начальник управления охраны окружающей среды и природного комплекса администрации города Томска. - Это такая охранная грамота, которая позволит объекту нормально выжить в сегодняшних условиях. А буквально в конце 2011 в Томске заговорили о модернизации Михайловской рощи. Территория в центре Томска на сегодняшний день представляет из себя лесопарк. Но обещают, что скоро там появятся аттракционы, прогулочная зона, комплекс по зимним видам спорта и многое другое.
 
Стоимость проекта — 6 млрд рублей, из них 396,5 млн - бюджетных инвестиций. Новый парк планируют разбить на 4 зоны: городской парк- сад, зоологический парк, природный парк, открытый аквапарк. В природном комплексе томичи смогут заниматься спортом, гулять с детьми и отдыхать всей семьей.
А в Краснодаре, для привлечения людей в парки не пожалели wi-fi. В пяти парках города действуют точки бесплатного доступа в интернет. Они размещены вдоль центральных аллей и в многолюдных местах парков.
 
Парки - национальное достояние в Европы.
 
В Европе и Америке парки больше похожи на города. Или маленькую волшебную страну, куда с удовольствием возвращаются взрослые и приходят дети. Это отдельные территории, расположенные между населенными пунктами, а не в черте города.
 
Многие парки содержат собственную сеть отелей и пансионов, позволяющих посещать максимальное количество аттракционов (бронирование многих отелей дает определенные скидки на билет в парк). Лидерами в индустрии развлечений по праву могут считаться Франция, Германия, Швейцария. Достаточно упомянуть парк развлечений уровня Disneyland в Париже или Legoland в Германии.Главный секрет их успеха прост.
 
Любой парк развлечений четко зонирован и выделен возрастной сегмент. Попадая на территорию свободы, посетитель выбирает: пойти в страну приключений, в страну фантазий или оказаться в стране будущего.
 
Прототипом современных образцов для парков послужил тематический парк отдыха Уолта Диснея, созданный еще в 1955 году. Другое дело национальные парки. В Европе это зона особого внимания, которая принадлежит муниципалитетам. Они занимают территории бывших резиденций королей и содержатся, как придворцовые территории. Из развлечений - гольф и катание на лошадях. Национальные парки — скорее предмет восхищения, чем увеселения. Эстетика в сочетании с историей. Не так, как теперь у нас.
 
 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости