"Не забуду свой первый прыжок, в ночном небе - около 2000 десантников"
- 2 августа 2021
- Журналист2
2 августа свой праздник отмечают десантные войска России
2 августа 1930 года на учении Военно-воздушных сил (ВВС) Московского военного округа под Воронежем впервые на парашютах для выполнения тактической задачи десантировалось небольшое подразделение численностью 12 человек. Эту дату официально принято считать днем рождения ВДВ. В этот день традиционно все десантники выходят на улицы для того, чтобы отметить свой праздник. Одним из основных качеств десантника является выносливость, но кроме того каждый десантник имеет за спиной несколько высадок с парашютом.
О своей первой высадке нам рассказал бывший владимирский десантник Владимир Борисов, который прошёл службу ещё в советское время, но до сих пор преданно организовывает сборы десантников каждый год и знает буквально каждого десантника во Владимире лично. В годы своей службы Владимиру посчастливилось познакомиться и с Василием Маргеловым, командующий ВДВ в СССР, которого он не узнал.
Фото из архива Владимира Борисова
Десантники совершают во время службы от 10 до 20 прыжков с парашютом, во всяком случае во времена ВДВ СССР так и было. Слышал, что в Российских ВДВ, особенно в 90-е годы, вообще не прыгали, не говоря уже о каких-то больших десантированиях численностью от полка до дивизии. В карантине или учебке совершалось три прыжка, два с АН-2 и один с Ил-76, далее боец попадал в войска, где служба делилась на учебный и рабочий периоды. В учебный период воины учились воинскому мастерству и совершались прыжки с парашютом в основном с Ил-76. Где-то 3-4 прыжка за учебный период выходило.
Фото из архива Владимира Борисова
Мой первый прыжок был с Ила, тем более ночной, волновался я конечно, но какого-то особого страха я не испытывал, скорее бы все закончилось, надоело сидеть и ждать. А прождали мы довольно долго, была уже глубокая ночь, когда сквозь сладкую дрему мы услышали взревевшие турбины Ила. Наконец-то дождались, борт заруливал на взлет.
Приготовились к высадке. С трудом удерживались на ногах, в салон ворвался рев турбин вместе с сильным сквозняком, самолет болтало, железный пол ходил ходуном. Вот я около двери, передо мной несколько человек. Ои быстро по очереди исчезают в открытой двери. Вот моя очередь, я перед дверью, впереди меня никого, выпускающий офицер убирает руку и другой подталкивает меня к выходу из самолета. Я успеваю только заметить краем глаза справа ревущую здоровенную турбину. Еще мелькнула мысль, а вдруг меня туда засосет.
Фото из архива Владимира Борисова
Падаю вниз, потом резко сносит воздушным потоком. Вижу над собой пролетающее громадное брюхо Ила. Сгруппировавшись, как учили, кувыркаюсь в воздухе, отсчитываю три секунды и дергаю кольцо. Купол послушно выходит, динамический удар, и я парю в ночном небе над Белоруссией. Кругом тьма, видно только звездное небо вверху, внизу черные квадраты лесов и где-то вдалеке мерцание огоньков. Я поднимаю голову. Илы идут один за другим, наполняя ревом темный мартовский воздух. И из каждого прыгает около сотни десантников. Небо наполняется множеством куполов. Вот это сила! Прыгает два полка дивизии, около двух тысяч человек. Я еще несколько раз прыгал с Илов, но этот первый, тем более ночной прыжок был самым запоминающимся. Недаром говорят: тот кто прыгал с Ила, считается настоящим десантником.
1. День ВДВ и церковный праздник. В православном церковном календаре день пророка Ильи отмечается 2 августа. Этот же святой является и покровителем Воздушно- десантных войск. По поверьям именно этот святой расчищает небо перед совершением высадки.
2. После окончания Великой отечественной войны войска ВДВ были и остаются самыми массовыми войсками на земле.
3. «Войска Дяди Васи». Так именуют себя десантники в честь Василия Маргелова, командующего ВДВ в советские годы. Благодаря ему на вооружении появились АН-8 и АН-12.
4. Тельняшки как часть формы появились тоже благодаря Маргелову. Основное отличие от «морской» униформы в том, что у десантников полоски не чернего цвета, а синего. Под цвет неба.
5. Традиция есть в этот день арбузы у десантников появилась в 80-90 -х годах, после того как советские войска были выведены из Афганистана. В жаркой азиатской стране арбуз считается праздничным блюдом, и на стол ставят арбуз только по особенным случаям.
Был у Владимира и такой прыжок, во время которого он мог бы и разбиться:
Прозвучала команда «приготовиться!», открываются рампа и две двери, мы бежим друг за другом по гуляющему под ногами железному полу самолета, все мысли на пределе, мелькает впереди спина товарища, открытая дверь, я отделяюсь от самолета, группируюсь. Заученным движением открываю парашют. Но что-то не так, динамический удар слишком слабый и лечу я к земле по- прежнему быстро. На раздумья у меня слишком мало времени, я пытаюсь посмотреть, что с парашютом, но не могу поднять голову. Потрогав рукой лямки, я понял что они перехлестнуты, кое - как извернувшись, я увидел что купол не раскрывшись полностью трепещет беспомощно. Я начал раскручиваться, отталкиваясь руками об воздух. Удалось мне это не с первого раза, но сделав все-таки один оборот вокруг своей оси с большим трудом, я раскрыл купол до конца и повис в воздухе. Я спасен. С земли никто не заметил нештатной ситуации, и я медленно парю в воздухе, радуясь своему спасению.
Вообще такие ситуации в воздухе были нередки, как я узнал потом, многие десантники проходили через это, бывали схождения. Это когда один парашютист влетал в купол другого, у них у обоих гасли купола. Они приземлялись на одной запаске в счастливом случае. Парашют вообще-то надежный, но бывали, конечно, и отказы полные или частичные. Но это редкость, это ЧП, я вот лично во время своей службы этого не видел.