Загадочные проекты и концепции: самые необычные самолеты в истории авиации

16.06.2024 

 

История авиации помнит немало амбициозных экспериментов авиаконструкторов. Чего стоит только построенный в 1921 году в единственном экземпляре Caproni Ca.60 Noviplano — 23-метровый гибрид самолета и морского круизного лайнера вместимостью 100 пассажиров. Проект был масштабным, но далеко не единственным в списке так и не попавших в серийное производство.

В статье рассказываем про не менее оригинальный «самолет-яйцо», умеющий вращать крыльями Vertol VZ-2 и Leonardo Helicopters AW609 — конвертоплан, аналогов которому бизнес-авиация до сих пор не знала.

«Самолет-яйцо» McDonnell XF-85 Goblin

 

В 1941 системы дозаправки в воздухе не существовало, а обеспечивать дальность полета истребителям как-то было нужно. Именно тогда американские конструкторы предложили свое решение проблемы — McDonnell XF-85 Goblin.

Носителем прозванного за форму корпуса яйцом истребителя являлся Convair B-36. Компактный Goblin вылетал из него через отсек для сброса авиабомб, а после выполнения боевой задачи бомбардировщик затягивал его обратно при помощи сложной хватовой конструкции.

Серийным McDonnell XF-85 Goblin так и не стал, потому что система беспосадочной дозаправки оказалась практичнее сложной в управлении и ненадежной конструкции обратного захвата истребителя.

Vertol VZ-2: экспериментальная модель самолета-вертолета

 

В 50-е сразу несколько авиабюро в США работали проектировали летательные аппараты, которые бы могли сочетать в себе возможности самолета и вертолета. Vertol VZ-2 оказался наиболее известным успешным.

Самолет-вертолет Vertol VZ-2 впервые поднялся в воздух в 1957 году. Конструкция предполагала наличие у него поворотных крыльев с двумя гондолами воздушных винтов, что на практике было весьма эффективным для своего времени.

Изначально задуманный как прототип для тестирования возможностей и экспериментов с формой Vertol VZ-2 претерпел многочисленные модификации, провел в воздухе 454,5 часа, и в 1964 году был передан в музей авиации и космонавтики Смитсоновского института.

Leonardo Helicopters AW609 — конвертоплан будущего

 

В некотором смысле Leonardo Helicopters AW609 — наследник Vertol VZ-2. В модели, имеющей все перспективы изменить отрасль бизнес-авиации, сочетается гибкость вертолета и комфорт бизнес-джета.

Конвертоплан способен перемещаться вдвое быстрее вертолета, при этом поднимаясь на высоту в 25 000 футов. В нем установлена цифровая авионика VFR/IFR Collins Aerospace Fusion, обеспечивающая максимальную ситуационную осведомленность. Салон может быть оборудован соответственно эксплуатационным потребностям — это может быть как VIP конфигурация для частных перелетов так и мобильный госпиталь для спасения жертв катастроф.

AW609 в полной мере отвечает передовым стандартам FAA. Инновационность и уникальность стоит дорого, по некоторым данным стоимость уникального самолета — от 25 млн долларов.

Популярное