Кузьма Сайгак: «Если бы мы знали, где выход, строили бы больше»

О нехватке финансирования строительные компании начали говорить все чаще. Эта проблема на сегодня является той причиной, по которой движение в строительстве затормаживается. Но данную сферу ждет развитие и неплохие перспективы, уверен заслуженный строител

 

Финансовый тупик
 
- Сегодня проблема номер один в строительстве — это финансирование. Крупные строительные организации, которые имеют большие оборотные средства, чувствуют себя нормально. А вот те, кто поменьше, у кого оборотных средств немного, им сейчас некомфортно, сложно. Вот это самая главная проблема. И сегодня если бы инвестиции были, то многим стало бы удобнее.
 
Сейчас все говорят: надо строить жилье. Но, к сожалению, строить не на что. Финансирования практически нет. Если бы государство больше внимания уделяло этому вопросу, выделялись бы деньги на объекты, то все шло бы быстрее. Хотя даже те крупные объекты, которые сейчас возводят, например, Юго-Западный микрорайон - о нем очень много говорят в прессе, там тоже есть проблемы. Согласно действующей для этого проекта программе, большое количество квартир в строящемся микрорайоне отдается под жилье для военных. И проблема-то в том, что деньги строительной организации отдают только тогда, когда объект полностью готов и 100%-но сдан. В этом сложность. Ведь для строительства нужны «живые» средства.
 
Возьмем компанию СУ-155 — фирма серьезная, много строит и в России, и за рубежом. У них большие объемы. Но даже они работают в долг. Например, нашей организации за электромонтажные работы они задолжали около 8 млн рублей. Деньги они отдадут. Но тогда, когда им самим заплатят за выполненную работу.
 
У нас в области сейчас ситуация такая: потихоньку идет строительство в Муроме, во Владимире, свою нишу нашли нашли строительные организации в Александрове - строят жилье. А остальных регионах сложно. Я знаю, в Коврове на одном объекте пришлось работы остановить: первый этаж дома возвели и все — нет денег.
 
Видите ли Вы выход из этой ситуации?
 
- Если бы мы знали, где выход, мы бы лучше себя чувствовали и больше строили. В том и вопрос заключается, что нет финансирования - нет выхода. Вот объездная дорога в Муроме, мы третий год над этим проектом работаем вместе с ДСУ-3. В этом году наша организация выполнила объём работ на 4 миллиона. Несмотря на то, что в прессе везде пишут, что на этот проект выделено 380 миллионов, я этих денег еще не видел. В лучшем случае финансирование открывается частично. И то не сразу.
 
Торги: игра по особым правилам
 
- Как у нас проходят торги по объектам: выслушивают цену каждой участвующей компании и выбирают того, кто попросит самую низкую сумму. Я знаю много примеров, когда фирма вступает на торги, называет самую низкую цену, а потом, только начав строительство, пропадает. А уступает до безрассудного. За счет чего снижают стоимость? За счет применения некачественных дешевых материалов, берутся за это часто непрофессионалы, которые хотят как можно быстрее заработать. На торгах одна компания «опустила» цену очень низко, я после подошел к их руководителю, спросил, кто он по профессии, чем занимается. Он ответил, что занимается монтажом телевизионных антенн. После этого я даже не интересовался о дальнейшей судьбе проекта.
 
Еще один пример. У нас есть постоянный клиент, мы с ним давно работаем. И на очередных торгах мы опустились на 400 тысяч рублей, это максимально, на что мы могли пойти, если сохранять качество. А одна из фирм «опустилась» на 1 миллион 400 тысяч. Заказчик предложил нам также снизить цену. Но это не реально. Тогда получилось бы, что не он нам за работу заплатит, а мы ему еще должны останемся!
И мы неоднократно этот вопрос поднимали. Получается, что хорошие строительные организации за пределом этих торгов. Они не выигрывают, потому что приходит кто-то, кто просто зарабатывает зачастую, не задумываясь о последствиях. А потом получается: плохая дорога, некачественно построенное здание... И с этим сложно бороться. Нам помогает Прокуратура в этом вопросе.
 
У нас сейчас есть постановление Правительства, что, если компания уступает на торгах ниже 15% от реальной стоимости объекта, то это уже криминальное дело. Можно разумно «опуститься» до 15%, ужать свои планы. Но если ниже — это криминал. Значит, компания будет использовать при строительстве объекта некачественным материалы, что уже небезопасно для последующей эксплуатации здания. Но на деле до сих пор есть фирмы, которые при торгах снижают стоимость и до 40%.
 
Прямая зависимость: цены на стройматериалы и квадратные метры
 
- О том, что стоимость строительных материалов увеличивается, заявляют чуть-ли не ежемесячно. И это факт. Щебенка, цемент, металл, все материалы регулярно растут в цене. И спрогнозировать стоимость квартиры после сдачи дома, заранее очень сложно. По нашим делам, электромонтажным, перед участием в торгах мы посчитали, что стоимость проекта, если брать материалы, миллион рублей. Проходит три месяца. Мы должны приступать к работе, а стоимость материала увеличилась на 15-20 процентов. И это, ясно, сказывается на цене. Все стараются, чтобы выиграть тендер, указать самую низкую цену. А в результате, стоимость квадратного метра все равно увеличится. И цены на квартиры будут расти до тех пор, пока не будет установлен барьер для повышения стоимости стройматериалов. В идеале, это возможно.
 
Мы все говорим, что строительство — это локомотив движения. А что значит «строительство»? Вот посмотрите, строится жилой дом — сколько задействовано организаций. Там и дороги, и металл, и отделка... Масса работы. Были бы все задействованы, все было бы нормально, все бы работали и зарабатывали. Но к сожалению, есть у нас такие схеме финансирования, при которых нет денег. И все стоит.
 
Выгодный проект: точечная и комплексная застройка
 
- Удобнее и выгоднее, конечно, строить комплекс домов на одном участке, чем заниматься точечной застройкой. То есть строить по два-три дома на одной территории. В чем причина, думаю, понятно: не надо башенный кран перевозить с места на место, подготавливать площадку, стройматериалы перевозить. Затрат уже меньше получается. И сейчас очень серьезное внимание именно комплексной застройке уделяется, поэтому будем ставить акцент на такое строительство.
У нас, если говорить о строительных делах, выкуплен участок в Юрьевце — около 200 кв м для строительства жилья. Но там не подведены коммуникации: газ, вода, канализация. Один дом монолитный там возвели, сейчас начинают строить второй. И опять возникла проблема с финансами. Только один проект по подводке коммуникаций стоит порядка 6 миллионов. И платить надо сейчас.
 
Экономия за счет энергосбережения
 
Сегодня особое внимание уделяется вопросу энергосбережения (издано постановление Правительства №261 по энергосберегающим ресурсам). Но заказчик, заказывая проект на жилой дом, хочет, чтобы он был дешевле. Вот у меня здесь (в кабинете — прим. ред) висят два энергосберегающих светильника. Каждый из них стоит сегодня порядка 5 тысяч рублей. А обычный — тысячу. Окупаемость энергосберегающих светильников наступает через 2 года. Только об этом мало кто думает.
 
В прессе везде пишут, что надо устанавливать счетчики. Да, надо учитывать электроэнергию, но вот о том, чтобы поменять освещение, приборы – об этом не говорят. У нас есть даже расчеты для разных организаций, сколько составит экономия при использовании энергосберегающих светильников. И если сегодня заменять обычные лампы, приборы – дело выбора, то скоро станет обязанностью. Но все хотят дешевле и сейчас.
 
Как пример, город Радужный. Там сейчас в подъездах домов установлены светильники, реагирующие на движение. Они сами включаются и выключаются. Идет экономия энергии. Но их установка - это затраты. Понятно, что в Радужном особое финансирование, поэтому там все установлено. А что в других городах? Сегодня светодиодные светильники приобретают в Китае, их еще не производят у нас, а они дают хорошую экономию.
 
Но когда людям говоришь, что окупаемость энергосберегающих светильников — 2-2,5 года, платить большие суммы мало кто хочет. Потому что 2 года - это много.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости