Егор Сигунов: «Я возьму на себя социализацию бездомных, но нужна государственная поддержка»

25 октября начинает работу пункт обогрева для бездомных. Если верить статистике, ежедневно ночлег в течении трех лет здесь находили от 30 до 50 человек. Сейчас идет подготовка к приему «гостей». Пункт обогрева создан по инициативе предпринимателя Егора Сигунова. За все время существования приюта к нормальной жизни вернулись десятки человек. О проблемах ночлежки для бездомных и возможностях социализации людей Егор Сигунов рассказал журналисту «Бизнес Навигатора».
 
Егор, как организации подобные вашей работают в современных условиях?
 
- Дело в том, что бездомных у нас предпочитают не замечать, их проблемы мало кого волнуют. Считается, что эти люди сами виноваты в том, что оказались на улице, и содержать их никто не обязан.
Наш регион не далеко от Москвы, там бездомных стараются отправить за 101-й километр, они приезжают сюда. Им выгодно оставаться здесь. Поэтому в районе вокзала и был открыт пункт обогрева для бездомных. Но власти региона посчитали, что это «рассадник» бездомных.
 
Власть самоустраняется от этой проблемы. Чиновники считают: в нашем регионе Центр социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства справляется с нагрузкой. Но там всего 50 мест, больше вместить они не могут. Каждая койка дается только на 6 месяцев, и постояльцы борются за место. В муниципальной ночлежке бездомные могут помыться и сделать флюорографию.
 
Подобный пункт открыли и в поселке Карла Маркса в Камешковском районе. Но туда никто не едет. А по статистике, у нас в регионе около двух тысяч бездомных. Куда им деваться? Надо иметь в виду, что эта категория граждан действительно социально опасна, они каждый день ездят в троллейбусах, берутся за поручни, ручки дверей. Они потенциальные разносчики инфекций и болезней. Среди них немало больных туберкулезом. И эту проблему тоже стараются не замечать. Бездомные часто вынуждены воровать, вскрывать дома и дачи.
 
Социальные службы нам помогают, но проблема в другом: чтобы содержать пункт обогрева нужны деньги. Нам предлагают участвовать в социальных грантах. Но они ограничены во времени, и в большинстве случаев участие в таких проектах заканчивается грамотами, благодарственными письмами, а не конкретными деньгами. А у нас физически не хватает времени отслеживать эти программы. Некоммерческая организация «Дом солнца» ежедневно помогает бездомным. И на сегодняшний день главная проблема для нас – оплата электроэнергии.
 
В строительные вагончики приходится ставить электрообогреватели. В 2013 году у нас образовался долг за электроэнергию в размере 80 тысяч рублей. Помогла лишь церковь, они пожертвовали 20 тысяч рублей. Хотя у нашей организации заключено пятистороннее соглашение с социальными службами, МВД, областными и городскими властями. Всех устраивает, что прошедшей зимой не было обморожений и смертей на улицах. Все ответственные службы отчитались, поставили галочки.
 
Но невнимание к бездомным чревато социальным взрывом. Каждый вечер около вокзалов скапливается от 40 до 60 человек. Им просто некуда пойти. Погреться их не пускают.
 
Мы призываем власть сесть за стол переговоров, и вместе попробовать решить проблему социализации бездомных. Нам нужна помощь от госструктур, чтобы повести воду, сделать душевую, столовую, благоустроить территорию перед вагончиками. Для этого мы готовы забрать отработанный асфальт.
 
Сколько денег уже вложено в этот социальный проект, и как происходит социализация бездомных и возвращение их к нормальной жизни?
 
- В совокупности в пункт обогрева вложено 13 миллионов рублей, включая покупку земли, вагончиков и затраты на благоустройство. Найти спонсоров не получается, вероятно, большинство людей считают, что деньги у меня в бизнесе вращаются, разберусь сам. И знаете, что удивительно: нашей организации помогают простые горожане, у них нет лишних денег, но они несут одежду, теплые вещи. И в такие моменты я понимаю, что занимаюсь делом, которое крайне необходимо.
 
Мы наладили отношения с полицией, с Епархией. Организовали учет бездомных граждан, выясняем откуда они. Каждый домик, где бездомные остаются на ночь, имеет перепись. Построен медицинский пункт, где можно получить первую доврачебную помощь. В наших больницах бездомных не принимают, хотя считается, что эти люди имеют право на медобслуживание. Мы смогли войти в программы, по которым бездомные ездят в санаторий, восстанавливают группы инвалидности.
 
Поскольку пункт обогрева имеет адрес, есть возможность получать корреспонденцию. При помощи волонтеров создана структура первичного приема.
 
Обеспечить едой и ночлегом – самое простое, что можно сделать. А что происходит с бездомными, когда они покидают временное пристанище, никто не думает. И здесь встает вопрос социальной реабилитации. Мы можем предложить им работу. Но многие из них отвыкли это делать. Им удобнее встать около вокзала с протянутой рукой, получить деньги, а вечером выпивать.
 
Хотя они вполне способны убирать территорию от мусора, работать в строительных компаниях разнорабочими, копать траншеи. Среди них немало людей, имеющих специальность электрика или кровельщика. За 1200 рублей в день вполне можно найти работу. В деревне Давыдово Камешковского района есть ферма, где бездомные могут жить, работать и получать зарплату.
 
Мы предлагали создать социальную биржу, даже купили микроавтобус, если надо, можем организовать подвоз рабочих к месту. Но в этом случае нужна определенная квота рабочих мест для таких граждан. А это в компетенции региональных и муниципальных властей.
 
Егор, а есть ли статистика, сколько людей вернулось к нормальной жизни?
 
- Да, около 40 человек. Эти люди трудоустроены, работают в организациях. У нас две пары зарегистрировали брак, сняли квартиры и помогают тем, кто сегодня оказался в том же положении, что и они когда-то. У них появляются свободные деньги – они приходят и приносят печенье, сахар, общаются, с нашими постояльцами, убеждают их не пить. Такая обратная связь стала для нас шоком.
 
Вы сказали, что в Камешковском районе есть ферма, где работают бездомные. Это что-то вроде поселения или самостоятельная организация, где занимаются трудотерапией? На каких условиях бездомные могут туда попасть?
 
- Люди, которые работают в деревне Давыдово, не похожи на бездомных. Они все подстрижены, ходят в нормальной одежде, мы заставляем их ходить в баню, и следим, чтобы они не употребляли спиртного. В деревне хватает работы, нужны механизаторы, строители, животноводы, подсобные рабочие.
 
Чтобы создать такую ферму, была выкуплена земля и все строения вместе с коммуникациями. Вложено в этот проект порядка 60 миллионов рублей. Я прекрасно понимаю, что эти деньги вернуться не скоро.
 
Мы сейчас налаживаем оборудование на пилораме, в следующем году будем продавать деревянные изделия. Мы готовы построить целый поселок для бездомных, пожалуйста, приезжайте, работайте. Проходите социальную реабилитацию. Но нам нужна поддержка государства.
 
Сейчас на ферме постоянно работают 10 человек. Еще 15-20 – в режиме «пришел-ушел». Среди бездомных встречаются разные люди, кто-то сидел – такие пытаются навязывать свои правила. 
Зарплата у работников фермы 10 тысяч рублей, правда, существует карточная система, потому что, как только они получают деньги, их тянет «на приключения». Если работник дважды уличен в «нетрезвости», он покидает территорию фермы навсегда.
 
В хозяйстве выращивают баранов, свиней, кур, гусей, уток, коз. Будем строить теплицы, есть пасека. Правда, всю продукцию забирает Москва. Например, козье молоко отправляется в рестораны, там из него делают сыр. С Владимиром сложнее. Большинство супермаркетов работают по бонусной системе. То есть мы должны им платить, чтобы туда попасть. Мы очень обрадовались лозунгу «Покупай Владимирское!». Это дало возможность чуть-чуть продвинуть наших производителей. В ближайшее время наша продукция появится в супермаркетах сети «Алекс», ведутся переговоры с другими сетями.
 

Читайте также: На одного бездомного уходит 3 тысячи рублей в месяц

...

  • 0

Популярное

Последние новости