Жительница Владимира о своём детстве во времена Великой Отечественной войны

Жительница Владимира о своём детстве во времена Великой Отечественной войны

О прохождении всего пути от первого часа до последней минуты нам рассказала Нестерова Надежда Ивановна, которая до сих пор помнит это время до мельчайших подробностей

Великая Отечественная война оставила огромный след в истории нашего народа и является одним из крупнейших событий 20 века. Она не просто затронула каждую семью, но и изменила судьбы многих людей. Наши предки прошли через множество сражений и потерь, но остались таким же сильными и нерушимыми, подарив нам мирное небо над головой.

Нестерова Надежда Ивановна до сих пор помнит это время до мельчайших подробностей. Каждый член ее семьи помогал и принимал активное участие в защите нашего родного дома.

- Надежда Ивановна, вы же были еще совсем ребенком в годы войны. Помните что-то о самом начале? Как все происходило в момент, когда объявили о войне?

- Да, мне было 5 лет, когда по радио объявили о начале военных действий. Это было в час дня, а до часу играла одна музыка, иногда говорили правительственные сообщения. Мой папа тогда пришел на обед с работы, он был старшим кочегаром в котельной, и сказал: «Ну, все, война началась». Они еще тогда с моим дедушкой начали быстрее косить траву, чтобы все было накошено и приготовлено до ухода отца. До сих пор помню, как всей семьей его собирали, когда наступил уже октябрь. Дед ему сам шнуровал сапоги. А как он ушел, моя бабушка меня и сестру ставила молиться за отца по утрам и вечерам, лишь бы вернулся живой. И он вернулся, но весь обожжённый.

- Кем он тогда ушел на фронт?

- Он выучился на водителя. Рассказывал мне потом, как возил технику. Пока ехал туда в него не стреляли, а вот обратно... Но это было не самое страшное. Он больше волновался за двух мальчишек, что вместе с ним ездили. Им было по 16 лет, работали кочегарами. Постоянно их от окон отгонял, чтобы мало ли что, не попали в них. Была у него еще любимая история с фронта про друга своего, который снайпером был. Там сражение было в поле, всего пара деревьев стояло, на одном из них он и сидел. Целостный лес-то был далеко, поэтому выбора особо не было. К сожалению, наших ребят по количеству с немцами там было не сравнить, последние были еще и с танками, поэтому удержать их не смогли, практически всех наших тогда перестреляли или сильно ранили, как и папиного друга. Танк тогда повалил те деревья, на которых он сидел, а когда упал с него, ему ноги и придавило. Говорил, что потерял сознание сразу же, как на земле оказался, поэтому, когда он очнулся, никого уже не было, только страшное количество наших солдат, которые в собственной луже крови лежали. Он из-под дерева то вылез, но дальше двигаться не смог. Думал, что там и останется. Через пару минут он услышал вой из того леса, что казался далеко. А потом уже и волков увидел, что прямо на него бежали. Казалось, что это конец, но он потом разглядел носилки, что были к ним привязаны. Сначала совсем ничего не понял, но потом они сели рядом с ним так, что он мог забраться на них. Говорил, что как только оказался на носилках, волки встали и быстро понеслись обратно в лес. А там уже и повозка была с такими же раненными солдатами, которые были все перебинтованные, но в сознании. Он позже увидел деревенского мужика, который запрягал тогда других волков, чтобы те также понеслись на поле. Тот помог и папиному другу, спас его жизнь, а когда его спросили: «Ты как волка приручить смог и научил этому?», он лишь улыбнулся и сказал: «Ну, не мне же одному за вами на поле выходить». Таких историй я слышала очень много, это лишь одна из ярчайших.

- А вы в это время чем занимались с мамой?

- Я должна была ходить в школу, но ее практически сразу закрыли. Делали из нее госпиталь: то и дело, что выносили все парты и привозили кровати. Через месяц там уже раненные солдаты появились. Только в 1942 году, когда уже учиться начала, мы ходили туда с ребятами и устраивали концерты солдатам. Танцевали много и песни пели. А первое время бегала за курами да коровой, всем было некогда, все торопились сено скосить, потому что папу тогда еще только забирали. А мама моя работала по 12 часов на фабрике, все 4 года. Она сначала то была ткачихой, но ее сразу сняли учиться на шлифовальщика. Она и практически все женщины в нашем поселке работали на заводе, их всех готовили идти на фронт, когда они сами уже получили повестки. Поэтому все хозяйство было на мне, сестре и бабушке. Дедушка мой потом тоже ушел добровольцем.

- Были ли истории, которые он вам потом рассказывал с фронта?

- Очень много, он же у меня до Берлина дошел. Участвовал в сражении под Прохоровкой. Его даже орденом наградили. Рассказывал, как с танка как-то гусеница слетела прямо во время сражения, так они повылезали и все равно в атаку побежали. Они победили тогда. А когда уже в Берлине были, в третьей атаке получил контузию, но жив остался. Все танкисты тогда живы остались, но встречали победу в госпитале. Повыскакивали, радоваться начали, плакать, а потом пришел Жуков и попросил их пройти парадным строем, когда уже возвращались. Все тогда шли раненные, кто с обычной палкой, кто на костылях, но зато победили, зато живые.

- А у вас дома как победа прошла?

- Ее тогда объявили по радио. Фабрики остановились, все тоже повыбегали, а там уже кто плакал, а кто смеялся, радовались очень. У нас в Оргтруде тогда еще стояла воинская часть, артиллеристы там были. Они тогда стрелять начали, а мы бегали и все в небо смотрели, тоже радовались. Да и грустили тоже, у моей мамы погибло два брата. Оба были трактористы, но их забрали на гусеничные танки. Один тогда погиб в 1941 году, похоронен в братской могиле. Другой защищал подступы к Ленинграду, там же и погиб. У каждого осталось по 2-3 ребенка. Когда жена одного получила похоронку, тоже умерла, а детей стала воспитывать сестра. Никогда не забуду, страшно все это было.

- И как сложилась ваша жизнь после войны?

- Ну, проходила она впоследствии также. Я ходила в школу и смотрела за скотом, в целом помогала всем, как и было в начале. Я рано повзрослела из-за войны, но это сделало меня сильнее. Моя жизнь изменилась, но дальше пошла своим чередом. Я встретила мужа, родила двоих замечательных детей. И вот, мне сейчас 82 года и я праздную день победы из года в год, а воспоминания все такие же яркие, будто это было вчера.

- Спасибо вам большое за ваш рассказ, Надежда Ивановна. С праздником вас и всех наших ветеранов! Для нас это честь – общение с вами.
 

Авторы статьи: Клыгина Марина и Мухина Ксения

...

  • 0

Популярное

Последние новости