Русский лубок: пороки и добродетели

Русский лубок: пороки и добродетели

На выставке представлено 30 воспроизведений лубочной графики XVIII – XIX веков из коллекции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Лубок, как пример «живой» истории, занимает особое место в мире изобразительного искусства. Яркие, с незатейливым сюжетом, в подражание иностранным образцам, гравированные картинки быстро завоевали любовь и стали популярными в России в XVIII веке как среди простонародья, так и в высших слоях российского общества. Они служили украшением и крестьянской избы, и царских палат.

Разнообразие тем – от религиозных и нравоучительных, от народного эпоса и сказок до политической сатиры – поражало воображение! Продажа лубков постепенно превратилась в шутовское представление, балаган, в котором эти картинки становились зарисовкой ко всему фольклорному карнавальному веселью.

Представленные на выставке работы в колоритной изобразительной и словесной форме описывают жизнь провинциальной России с ее будничными заботами, народными гуляниями, знакомят с подвигами былинных и сказочных героев, диковинными обитателями далеких заморских стран, с тем, что особенно интересовало и трогало душу. В назидание ныне живущему и подрастающему поколению в шутливой и иносказательной форме лубок восхвалял добродетели – нравственную чистоту, веру, любовь, справедливость и благоразумие. Он обличал и  пороки – зависть, ложь, предательство, сладострастие… И в этом добром, умном нравоучении заключалась особенность и задача лубка.  

Лубок по праву можно отнести не только к графическому, но и к словесному искусству. Лубочная картинка переносит зрителя в особую игровую действительность, оживляя сюжет потешными комментариями или развернутой подписью.

Появившись в России в конце XVI века и пройдя долгий путь своего существования, смело шагнув в ХХ столетие, лубок до сих пор привлекает внимание своей цветовой насыщенностью, самобытностью, легкой наивностью в изображении.

  • 0

Популярное