Алексей Дубинин: «Торговля алкоголем сконцентрируется в крупных магазинах»

Для участников алкогольного рынка России наступило сложное время — в действии проявляется новый закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции. О подробностях работы нового закона и изменении рынка алкогольной продукции еженедельнику «

 

Новый закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции вступил в силу в прошлом году, какие изменения на рынке в связи с этим уже произошли? И что, по Вашему мнению, может произойти в дальнейшем?
 
- Во-первых, уже снизился оборот алкоголя, правда, незначительно. Во-вторых, возможно, жестче ограничат места распития. С одной стороны – это хорошо. А с другой, где людям собираться? Нет специальных площадок. Закон имеет и социальный характер – снизить употребление алкоголя. Но в него не надо было вкладывать и пункты о местах распития алкоголя. Тут торговля ни при чем. Это сфера правоохранительных органов.
А вообще, хочу сказать, - закон сырой. К нему нет необходимых для операторов рынка официальных комментариев и пояснений. Так за 8 месяцев работы наша компания, как и другие участники данного рынка, ощутила острую нехватку комментариев к Закону. За этот период не было издано подзаконных актов и не сформирована правоприменительная практика. Мы не раз писали запросы в Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области. Они отвечают, что сами ничего пока не знают. Обращались в РАР и ФАС, но ничего конкретного тоже нет. А нам как быть? Операторам рынка сейчас надо готовить декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подавать их, по новому закону, теперь появилась возможность и в электронной форме. По данным департамента развития предпринимательства, область на 1600 операторов алкогольного рынка может предоставить на данный момент только 200-300 ключей. Как будет дальше не известно. А что с декларацией? Не ясны даже сроки ее сдачи. Мы в РАР отправляли письменный запрос, на что на была размещена информация на сайте. Смотрите: «в связи с многочисленными обращениями в Росалкогольрегулирование представителей организаций-участников алкогольного рынка, а также органов исполнительной власти субъектов РФ — прием деклараций за первый квартал 2012 года будет осуществляться в июне 2012. Информация о дате начала приема деклараций будет опубликована дополнительно.» Ответ есть, но он ничего не проясняет. Нас пока такое положение дел не пугает. А вот мелкие предприятия волнуются: не сдал декларацию — лишился лицензии.
 
Существует ли тогда альтернатива развития малого предпринимательства?
 
- Для них есть такая возможность: оптовые поставщики алкоголя могут сдавать декларации за продавцов. Для чего это сделано? Для удобства предпринимателей. Сейчас индивидуальному предпринимателя надо купить лицензию для торговли алкоголем и поставить кассовую технику. А декларирование можно проводить через поставщиков. По договоренности, конечно. Только, если не запретят. Как вариант, мелкий бизнес может объединиться в ассоциацию, купить ключи для электронного документооборота и сдавать декларации за всех участников ассоциации. Хотя и в этом случае могут появиться вопросы: придется раскрывать информация, которая является коммерческой тайной.
 
Федеральный закон предусматривает ряд нововведений. Как они скажутся на отрасли?
 
- Стоимость лицензии дошла до 40 тысяч рублей. Это - первое, что скажется на малом бизнесе. Мы - крупная сеть и можем прогнозировать свое развитие на длительный срок, поэтому на 5 лет купить лицензию нам не сложно. А владелец ларька не знает, что будет через пять лет, будет он существовать или закроется. Поэтому он, возможно, берет лицензию на год. Но в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта ...» есть еще такой момент: с 1 июля 2012 пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива будут считать алкогольной продукцией. А значит, все пункты закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции будут относится и к пиву. А до 1 июля по закону мы имеем право торговать пивом без лицензии. После 1 июля - пивом ниже 5 процентов крепости.
Кроме того, закон устанавливает новые правила хранения спиртосодержащей продукции. Это вообще больной вопрос. Никто не знает, что конкретно должно быть: какие стеллажи, влажность, температура, наконец, расположение окон в помещении, где хранится алкогольная продукция. Удар опять придется на малый бизнес — он столько денег не вложит, не выгодно.
Новые требования ведут к тому, что мелкие предприниматели, возможно, уйдут с алкогольного рынка. Торговля алкогольными напитками сконцентрируется в крупных магазинах и центрах.
 
Новый закон наделяет регионы широкими полномочиями — областные власти вправе устанавливать свои ограничения на продажу алкоголя. Как это может отразиться на рынке?
 
- Это может сказаться не в лучшую сторону. В Москве Собянин уже вышел с инициативой запретить торговлю алкоголем в торговых точках и магазинах, находящихся в жилых домах. Это значит, что большая часть предпринимателей лишится возможности реализовать спиртные напитки. А если наш губернатор выйдет с такой же инициативой? Что получится во Владимире: останутся только несколько объектов, которые смогут торговать алкоголем. Их по пальцам можно уже сейчас пересчитать. Это же не нормально. А если губернатор подпишет закон о том, что торговать алкогольной продукцией можно с 2 до 3 часов дня? Тогда совсем тяжело станет. Выручка упадет. А есть предприниматели, в бизнесе которых торговля алкоголем играет ключевую роль. Они вынуждены будут либо закрыться, либо перепрофилироваться, торговать только продуктами.
 
Сейчас говорят о том, что лицензирование слабоалкогольных напитков, в частности медовухи и сидра, не потребуется? Мера эта, по планам законодателей, будет направлена на поддержку народных промыслов и малого бизнеса...
 
- Эти поправки противоречат закону. Если государство планирует регулировать производство и торговлю алкогольной продукции, то и такие напитки надо также рассматривать. Медовуха разной крепости бывает. И с нее можно опьянеть.
Если предпринимателя пугает лицензирование, то он сам просчитает: остаться в этом бизнесе или уйти. Все будет зависеть от его воли. Хочет человек продавать медовуху и слабоалкогольную продукцию, он будет продавать.
 
А насколько прибыльный этот бизнес, можете рассказать? Стоит ли мелким предприятиям бороться за место под солнцем?
 
- Доля алкогольной продукции, условно, четверть оборота, если уже учитывать и пиво. Если говорить о марже, то по отрасли алкогольные напитки имеют 16%, пиво – 7%, а общее в обороте - около 23% в марже. Для любого оператора это очень существенно.
 
И наконец, каковы перспективы развития рынка в новых условиях?
 
- Если вспомнить историю, то в России еще ни одна алкогольная реформа не была удачной. А как будет развиваться рынок сложно сказать, ждем разъяснений и изменений в законе.
Лично я за повышение стоимости алкоголя. Чтобы бутылка пива стоила от 100 рублей. Маргиналы будут пить то, что дешевле. Но молодежь не потянется, увидит – дорого и не купит.

...

  • 0

Популярное

Последние новости