«Для решения задач достаточно прозрачного диалога власти и банков региона»
- 29 июня 2012
В рубрике "Фигура в бизнесе" Виктор Демидов, региональный директор операционного офиса "Владимирский" Ярославского филиала ОАО "Промсвязьбанк"
Современный рынок банковских услуг пестрит разнообразными предложениями. И банки, которых сейчас во Владимире достаточное количество, предлагают похожие кредиты. На Ваш взгляд, не перенасыщен ли данный рынок услуг?
- - Сейчас владимирский рынок в сфере банковских услуг находится в режиме жесткой конкуренции. Перенасыщен ли рынок? Если считать с арифметической точки зрения, то да. В регионе работает более 60 банков. Если с точки зрения продуктовой линейки, предлагаемой банками своим клиентам, то нет. Рынок Владимирской области интересен для банковского сообщества. Ежегодно в области открывают свои филиалы все новые и новые банки.
- С точки зрения потребителя такой уровень конкуренции - благо. Он может выбрать и, соответствующий ему уровень процентных ставок, и уровень банковского сервиса.
- На нашем рынке конкуренция смещается от уровня ставок в сторону качественного сервиса, высоких банковских технологий, индивидуального обслуживания для определенного сегмента потребителей банковских услуг.
- Какое преимущество дает объединение сети банкоматов банкам?
- - Одна из главных причин стремления к объединению — географическое покрытие, то есть банки-партнеры покрывают объединенной сетью банкоматов большую часть территории городов присутствия своих филиалов. Для крупных выплат или на интересных точках устанавливаются собственные банкоматы, а сеть банкоматов банков-партнеров используется для обслуживания клиентов на территориях присутствия с малой концентрацией точек обслуживания банка. Клиенты получают доступ к большему числу банкоматов, и, соответственно, уровень и качество обслуживания для них повышается, а банки экономят на обслуживании. Оптимизация расходов на содержание сети самообслуживания в первую очередь связана с оптимальным выбором мест установки и процесса инкассации собственных банкоматов. Кроме того, кредитное учреждение может быстро и с минимальными затратами выходить на рынок платежных карт в тех местах, где собственная банкоматная сеть отсутствует.
- Если рассматривать интересы потребителей и перспективы развития платежной системы в нашей стране, то идеальный вариант — единая сеть всех банкоматов. Только за последние два года количество объединенных сетей увеличилось в разы. Например, за 2011-2012 годы только Промсвязьбанк объединил сети с Альфабанком и МДМ-банком. Весьма положителен опыт японских банков, объединивших свои банкоматы в единую сеть.
- Чем сегодня можно привлечь владимирского клиента? И можно ли выделить определенные банковские услуги, которые пользуются повышенным спросом?
- - Спектр услуг у всех банков примерно одинаков. Ценовые условия также близки. Поэтому основным драйвером в работе по привлечению клиентов является уровень сервиса. В Промсвязьбанке он достаточно высок. Мы заняли пятое место в общем рейтинге исследования «Индекс впечатления клиента – 2012», проведенного международной компанией Senteo.
- Вторым важным критерием можно назвать умение выявлять финансовые потребности клиентов и их удовлетворение за счет широкой продуктовой линейки. Наибольшим спросом сейчас пользуются следующие услуги: вкладные операции, обезличенные металлические счета, кредитование, пластиковые карты, в том числе с кредитным лимитом, сейфовые ячейки, ПИФы, НПФ, страховые продукты, валютно-обменные операции и, конечно же, система дистанционного обслуживания PSB-Retail, позволяющая оперативно управлять своими счетами.
- Многих отпугивают высокие ставки по кредитам. Возможно ли снижать банковские ставки? Если да, то за счет чего?
- - Процентные ставки по кредитам для клиентов, в том числе и розничных, как правило, формируются из трех слагаемых – стоимость привлеченных банком средств, величина банковской маржи (величина процентного дохода банка, закладываемая в процентную ставку по кредиту) и стоимость риска, связанного с возвратом кредита. Управление этими слагаемыми с учетом текущего состояния финансового рынка и дает в динамике повышение/понижение ставки по кредитам.
- В данный момент по причине нестабильного положения в Еврозоне наблюдается тенденция удорожания для банков стоимости привлеченных средств. Следовательно, растет стоимость кредитов и для населения.
- На сайтах, посвященных новостям банковской сферы, часто обсуждается объединение банков в Ассоциации. Как вы считаете, возможно ли во Владимире создать Ассоциацию региональных банков?
- - На данный момент среди авторитетных банковских ассоциаций можно назвать Ассоциацию российских банков и Ассоциацию региональных банков России. Практически все банки, представленные на территории области, так и иначе представлены и работают в этих ассоциациях. Возможно ли во Владимире создать Ассоциацию региональных банков? Давайте проанализируем – а для чего? В области только два банка с региональной «пропиской», остальные представлены филиалами федеральных банков. Создавать ассоциацию ради ассоциации не стоит. Я бы в смысле заданного вами вопроса отметил следующее. Среди основных задач, стоящих перед выше названными федеральными ассоциациями, можно отметить:
- - содействие кредитным организациям в консолидации их ресурсов для решения крупных народнохозяйственных программ;
- - поддержка взаимного доверия, престижа кредитных организаций, контактов их руководителей и специалистов, надежности и добропорядочности, делового партнерства во взаимоотношениях кредитных организаций между собой и с клиентами.
- В реализации этих задач в рамках области и нужно объединять усилия банков региона. Но создавать для этого Ассоциацию не стоит. Достаточно прозрачного и активного диалога исполнительных органов власти и банковского сообщества региона. Банки готовы вкладывать в регион. Если придать этому денежному потоку правильное направление, эффективность вложенного в экономику области кредитного рубля только возрастет.
- Согласно подведенным итогам 1 квартала 2012 года, чистая прибыль Промсвязьбанка по управленческой отчетности составила 1,8 млрд. рублей. Насколько это высокий показатель в сравнении с другими банками?
- - Нужно отметить, что в части чистой прибыли для нашего банка рекордным был и 2011 год. Прибыль составила 5,2 млрд. рублей по международным стандартам отчетности. Это приблизительно в 1,5 раза выше максимального показателя, который банк продемонстрировал в докризисный период. 1 квартал 2012 года - продолжение традиций, заложенных в 2011 году. Высокие цифры по прибыли - результат нормальной постоянной системной работы. У нас в отличие от банков с государственным участием или «дочек» иностранных финансово-кредитных групп нет доступа к дешевому фондированию, соответственно, мы не можем предлагать клиентам ставки по кредитным продуктам по ставкам ниже среднерыночных. Наши конкурентные преимущества лежат в иной плоскости: банк четко выстраивает взаимоотношения с клиентами и качественно управляет внутренними процессами.
- В течение 2011 года и первого квартала 2012 года развивались все линии бизнеса, основной вклад в доходы внесло, как обычно, обслуживание корпоративных клиентов.
- Что касается кредитования клиентов малого и среднего бизнеса, то в этом направлении банк действительно достиг впечатляющих результатов. По итогам прошлого года портфель кредитов МСБ вырос на 43%. Половина этого роста обеспечена традиционной органической деятельностью банка по обслуживанию малых и средних предприятий, половина - результат приобретения в прошлом году портфеля банка ТРАСТ. если по размеру активов Промсвязьбанк входит в ТОП-15 крупнейших банков страны, то по объему кредитования малого и среднего бизнеса - в ТОП-5.