АТП области сработали в убыток
- 22 марта 2012
Минус 13 тысяч 337 рублей - таков суммарный итог хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий региона в 2011 году. Такие данные озвучили в ходе дискуссии, которая состоялась на «Круглом столе», посвященном проблемам в работе унитарных предприят
- На вопрос областных властей: «В чем причина столь «некрасивого» итога?» - директора АТП в один голос жалуются на несовершенство налогового законодательства, низкие зарплаты сотрудников и износ автопарка. Машины 1977 года выпуска уже не проходят техосмотр. А средств на обновление парка просто нет. И как следствие — низкая производительность труда и слабая конкурентоспособность. Немало проблем муниципалам доставляют нелегальные перевозчики, которые «перехватывают» пассажиров перед посадкой в автобус.
- - Мы вынуждены уйти с городских перевозок, наше место занял частник, - рассказывает Сергей Жуков, генеральный директор ОАО «Муромское ПАТП». - Одна из главных проблем — заниженные тарифы на перевозку. Департамент транспорта их долго формирует. В результате мы рассчитывали на 15 рублей, а нам вернулись всего 12. С 1 июля произойдет 15% скачок цен на коммунальные услуги, подорожает и дизель до 33 рублей. А новые тарифы на 13-й год будут рассматриваться только в ноябре.
- Как выживать?
- Тарифы — самый спорный и самый больной вопрос транспортных предприятий. Повышение стоимости проезда в регионе происходит реже, чем раз в год. И здесь трудно соблюсти хрупкий баланс между платежеспособностью населения и рентабельностью маршрутов.
- - По каждому муниципальному образованию тариф может быть разным. И рассчитывать его нужно тщательным образом, учитывая затраты, которые несет предприятие, - объясняет Николай Теняков, замдиректора областного департамента транспорта и дорожного хозяйства. - Тарифы 2012 года должны быть приняты еще в 2011-м. Здесь немалая доля участия автопредприятий - они должны представить обоснования именно этих затрат.
- Но отказаться от муниципального транспорта просто невозможно. Потому что ни один частный перевозчик не возьмет на обслуживание социальные маршруты, которые заведомо убыточны. Ответственность по перевозке льготной категории пассажиров и социальных маршрутов возьмет на себя только государственное транспортное предприятие.
- - Мы можем их всех продать и ликвидировать государственный сектор в этой сфере, тогда на дорогах останется один «частник». И до деревни та же бабушка доберется только на такси, - разъяснил «Бизнес Навигатору» Александр Денисов, замгубернатора области, директор областного департамента имущественных и земельных отношений. - А значит, вообще не будет ездить. Вот что страшно. Поэтому, мы держим в областной собственности эти предприятия, которые вынуждены работать себе в убыток.
- Впрочем, решение проблемы убыточных предприятий нашлось.
- - На наших базах можно организовать весь спектр ремонтных, диагностических, контрольных услуг и создать своего рода бизнес-инкубаторы для перевозчиков, где любой участник пассажирских перевозок занимался бы работой на линии, а мы бы ему организовывали процесс вплоть до мойки салона, - делится своими соображениями Владимир Палаткин, генеральный директор ОАО «Ковровское ПАТП». - Таким образом, сохранится госконтроль за перевозками, улучшится организация работы на линии и повысится безопасность транспортных средств. Перевозчикам тоже выгодно: их проконсультируют, отремонтируют и проверят.
- На рынке автоперевозок госпредприятия должны конкурировать качеством. Сдавать в аренду или продавать неиспользуемые АТП пощади, пересмотреть тарифы, провести оптимизацию маршрутов и привлечь контролирующие организации к поиску нелегалов. Это, по мнению собравшихся, поможет вывести предприятия из кризиса. Резолюцию с таким содержанием представят губернатору 5 апреля, на областном экономическом совещании.