Правительство вводит меры защиты российского автопроизводителя
- 1 июля 2012
В рамках вступления России в ВТО пошлины на ввоз иномарок снизятся. Но радоваться долго не придется — правительство уже подготовило протекционистские меры поддержки отечественных автомобилей: утилизационный сбор для иномарок и тройной транспортный налог н
590 тысяч на защиту росавтопрома
- Россия в ВТО — для зарубежья новый рынок сбыта, для большинства россиян — очередная головная боль. Усилили ее чиновники, сначала снизившие пошлины на ввоз иномарок максимально до 25%, а затем поддержавшие проект российского автомобильного лобби утилизационным сбором.
-Я рассчитывал хоть со снижением таможенных барьеров приобрести трехлетнюю иномарку, - делится недовольством водитель Николай. - Однако теперь, скорее всего, мой бюджет очередную машину не потянет.
- Так, по планам правительства, в цену иномарок с объемом двигателей до двух литров старше 3-х лет будет включен утилизационный сбор в 140 тысяч рублей, а в стоимость иностранных машин с «движком» больше 3 литров - больше 590 тысяч рублей. Зато цена на новые иномарки вырастет не так резво - от 20 до 100 тысяч в зависимости от объема.
- Учитывая, что в прошлом году в Россию ввезли почти миллион легковых автомобилей, сумма выходит существенная. Однако о том, как и на что эти деньги будут тратиться, авторы законопроекта не обмолвились. То есть механизм пополнения казны прописан — и хватит с автомобилистов. Каким образом утилизационный сбор решит проблему «автохлама» — дело десятое. Впрочем, в этом случае есть сомнения не только в качестве законотворческой инициативы, но и в ее истинной цели.
-Совершенно понятно, что основной задачей разработчиков и Минпромторга является защита отечественного автопроизводителя, — объяснили «Бизнес Навигатору» в одном из автосалонов города. — Вынужденное снижение импортных пошлин привело бы к серьезным проблемам для многих из них, так как отнюдь не все они готовы к конкуренции с подержанными иномарками. Некоторые из иностранных концернов даже задумались о сворачивании производства машин в России, ведь при низких пошлинах оно станет попросту нерентабельным. А полноценная система утилизации может возникнуть лишь как «побочный продукт», и пока законом вовсе не гарантируется.
- Удар по «заезженным варягам»
- Между тем, многолетняя политика повышения пошлин на импортные и ,прежде всего, подержанные автомобили дала результат. Импорт машин хоть и рос, но доля «хлама» в нем в последние годы была мизерной — не более 10 процентов. Главное же — западные концерны активно переносили производство в Россию. Одно из таких кластерных производств ждали и в нашей области, но пока, видимо, не дождались.
- Около месяца назад на заседании областного Заксобрания представители администрации области внесли проект закона о поддержке стратегически важных инвестиционных проектов. В качестве примера и возможной «первой ласточки» назывался концерн «Фольксваген». Дескать, производство концерна в Калуге исчерпало трудовые ресурсы и площади. Однако недоговорки администрации о статусе и количестве необходимой инвестору земли привели к тому, что «Фольксвагену», похоже, останется только помахать на прощание. Пока информация обсуждается только в кулуарах, но депутаты ЗС убеждены — не немецкие, так другие производители придут в регион.
- - Как говорится, свято место пусто не бывает. Ни этот, так другой инвестор развернет производство на территории региона, - высказал мнение на одной из пресс-конференций Максим Васенин, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Владимирской области. - Отрасль автомобильного производства динамично развивается. Получилось, что мощные производственные площадки развернулись в Калужской и Ленинградской областях. Согласно соглашению с правительство России, концерны скоро должны будут локализовать производство в стране. Вероятность, что полноценное производство — не только сборка готовых моделей, но и изготовление агрегатов — развернется и в нашей области. Для этого здесь создан вполне благоприятный деловой климат.
- Какие бы благоприятные условия ни создавались, утилизационный сбор может разрушить все достижения. Вступление в силу , изначально намеченное на 1 августа, вероятно, произойдет лишь в конце осени: пока что российским властям не удается договориться с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном, которым утилизационный сбор не принесет ничего, кроме подорожания.
- Проект «с пылу, с жару»
- Минпромторгу потребовалось меньше месяца на разработку механизма начисления ставок утилизационного сбора. Согласно представленному проекту, сбор будет рассчитываться как произведение установленной базовой ставки и коэффициента утилизационной трудоемкости, который отдельно определен для каждой категории транспортных средств (зависит от возраста автомобиля, объема и типа двигателя и т.д.). Предполагается, что за новые ввозимые легковые автомобили уже с 1 августа 2012 года импортерам придется дополнительно платить от 10 тыс. до 72 тыс. рублей. У подержанных автомобилей этот сбор будет достигать заградительных 614 тысяч рублей.
- - Если смотреть глобально, это решение было принято для того, чтобы Россия не стала свалкой для подержанного автохлама, который будет идти к нам из стран Европы, Японии и др. С точки зрения производителей, эта мера направлена на то, чтобы компенсировать то снижение пошлин, которое будет планомерно происходить после вступления России в ВТО. Сильного изменения цены по новым автомобилям потребители не почувствуют, - считает Михаил Пак, аналитик исследовательской компании «Атон».
- Что касается автомобилей с пробегом, то их удорожание, по оценкам экспертов, в зависимости от объема двигателя и типа транспортного средства может составить в среднем 30-50%. Таким образом, утилизационный сбор становится почти запретительным, особенно в массовом сегменте.
- Всеобщая автомобилизация
- Политика протекционизма, которую разработало правительство Владимира Путина, а вводит команда Дмитрия Медведева, оказалась как нельзя кстати. В рейтинге самых обеспеченных автомобилями стран, который составили специалисты аналитического агентства «Автостат», Россия заняла позиции между Мексикой и Сербией. В стране на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая коммерческий автотранспорт. Со временем этот показатель может увеличиться: спрос на машины в России постоянно растет, причем жители страны для покупки нового авто все чаще готовы пользоваться кредитованием. И, если верить результатам исследований общественного мнения, автопарк россиян будет только увеличиваться.
- Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в мае 2012 года, 19 процентов россиян намерены приобрести автомобиль. В 2011 году об этом заявили только 11 процентов респондентов. 47 процентов жителей России уже имеют собственную машину, причем четыре процента из них - не одну. Позднее ВЦИОМ опубликовал уточняющий опрос, согласно которому каждый пятый россиянин намерен приобрести машину в ближайшие три года.
- В первом квартале 2012 года доля иномарок в общем объеме производства автомобилей в России достигла 68,9 процента. В общей сложности за первые три месяца российские автозаводы выпустили 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысяч - иномарки. По сравнению с первым кварталом прошлого года производство «иностранцев» в стране выросло на 42,7 процента. Объемы выпуска машин в ближайшие годы также сильно возрастут. Этому будет способствовать обновление автопарка России, особенно юридическими лицами, под давлением новых утилизационных сборов и коэффициентов расчета транспортного налога.
- В целом же, несмотря на введение новых налогов и изменения методики расчета старых, уровень автомобилизации России в ближайшие несколько лет будет расти, но едва ли дотянет до первой десятки наиболее автомобилизированных стран. Обеспечат рост прежде всего наиболее финансово состоятельные регионы, в первую очередь, Москва и Подмосковье, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область.