Правительство вводит меры защиты российского автопроизводителя

Правительство вводит меры защиты российского автопроизводителя

В рамках вступления России в ВТО пошлины на ввоз иномарок снизятся. Но радоваться долго не придется — правительство уже подготовило протекционистские меры поддержки отечественных автомобилей: утилизационный сбор для иномарок и тройной транспортный налог н

590 тысяч на защиту росавтопрома

Россия в ВТО — для зарубежья новый рынок сбыта, для большинства россиян — очередная головная боль. Усилили ее чиновники, сначала снизившие пошлины на ввоз иномарок максимально до 25%, а затем поддержавшие проект российского автомобильного лобби утилизационным сбором.

-Я рассчитывал хоть со снижением таможенных барьеров приобрести трехлетнюю иномарку, - делится недовольством водитель Николай. - Однако теперь, скорее всего, мой бюджет очередную машину не потянет.

Так, по планам правительства, в цену иномарок с объемом двигателей до двух литров старше 3-х лет будет включен утилизационный сбор в 140 тысяч рублей, а в стоимость иностранных машин с «движком» больше 3 литров - больше 590 тысяч рублей. Зато цена на новые иномарки вырастет не так резво - от 20 до 100 тысяч в зависимости от объема.
 
Учитывая, что в прошлом году в Россию ввезли почти миллион легковых автомобилей, сумма выходит существенная. Однако о том, как и на что эти деньги будут тратиться, авторы законопроекта не обмолвились. То есть механизм пополнения казны прописан — и хватит с автомобилистов. Каким образом утилизационный сбор решит проблему «автохлама» — дело десятое. Впрочем, в этом случае есть сомнения не только в качестве законотворческой инициативы, но и в ее истинной цели.

-Совершенно понятно, что основной задачей разработчиков и Минпромторга является защита отечественного автопроизводителя, — объяснили «Бизнес Навигатору» в одном из автосалонов города. — Вынужденное снижение импортных пошлин привело бы к серьезным проблемам для многих из них, так как отнюдь не все они готовы к конкуренции с подержанными иномарками. Некоторые из иностранных концернов даже задумались о сворачивании производства машин в России, ведь при низких пошлинах оно станет попросту нерентабельным. А полноценная система утилизации может возникнуть лишь как «побочный продукт», и пока законом вовсе не гарантируется.

Удар по «заезженным варягам»
 
Между тем, многолетняя политика повышения пошлин на импортные и ,прежде всего, подержанные автомобили дала результат. Импорт машин хоть и рос, но доля «хлама» в нем в последние годы была мизерной — не более 10 процентов. Главное же — западные концерны активно переносили производство в Россию. Одно из таких кластерных производств ждали и в нашей области, но пока, видимо, не дождались.
 
Около месяца назад на заседании областного Заксобрания представители администрации области внесли проект закона о поддержке стратегически важных инвестиционных проектов. В качестве примера и возможной «первой ласточки» назывался концерн «Фольксваген». Дескать, производство концерна в Калуге исчерпало трудовые ресурсы и площади. Однако недоговорки администрации о статусе и количестве необходимой инвестору земли привели к тому, что «Фольксвагену», похоже, останется только помахать на прощание. Пока информация обсуждается только в кулуарах, но депутаты ЗС убеждены — не немецкие, так другие производители придут в регион.
 
- Как говорится, свято место пусто не бывает. Ни этот, так другой инвестор развернет производство на территории региона, - высказал мнение на одной из пресс-конференций Максим Васенин, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Владимирской области. - Отрасль автомобильного производства динамично развивается. Получилось, что мощные производственные площадки развернулись в Калужской и Ленинградской областях. Согласно соглашению с правительство России, концерны скоро должны будут локализовать производство в стране. Вероятность, что полноценное производство — не только сборка готовых моделей, но и изготовление агрегатов — развернется и в нашей области. Для этого здесь создан вполне благоприятный деловой климат.
 
Какие бы благоприятные условия ни создавались, утилизационный сбор может разрушить все достижения. Вступление в силу , изначально намеченное на 1 августа, вероятно, произойдет лишь в конце осени: пока что российским властям не удается договориться с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном, которым утилизационный сбор не принесет ничего, кроме подорожания.
 
Проект «с пылу, с жару»
 
Минпромторгу потребовалось меньше месяца на разработку механизма начисления ставок утилизационного сбора. Согласно представленному проекту, сбор будет рассчитываться как произведение установленной базовой ставки и коэффициента утилизационной трудоемкости, который отдельно определен для каждой категории транспортных средств (зависит от возраста автомобиля, объема и типа двигателя и т.д.). Предполагается, что за новые ввозимые легковые автомобили уже с 1 августа 2012 года импортерам придется дополнительно платить от 10 тыс. до 72 тыс. рублей. У подержанных автомобилей этот сбор будет достигать заградительных 614 тысяч рублей.
 
- Если смотреть глобально, это решение было принято для того, чтобы Россия не стала свалкой для подержанного автохлама, который будет идти к нам из стран Европы, Японии и др. С точки зрения производителей, эта мера направлена на то, чтобы компенсировать то снижение пошлин, которое будет планомерно происходить после вступления России в ВТО. Сильного изменения цены по новым автомобилям потребители не почувствуют, - считает Михаил Пак, аналитик исследовательской компании «Атон».
 
Что касается автомобилей с пробегом, то их удорожание, по оценкам экспертов, в зависимости от объема двигателя и типа транспортного средства может составить в среднем 30-50%. Таким образом, утилизационный сбор становится почти запретительным, особенно в массовом сегменте.
 
Всеобщая автомобилизация
 
Политика протекционизма, которую разработало правительство Владимира Путина, а вводит команда Дмитрия Медведева, оказалась как нельзя кстати. В рейтинге самых обеспеченных автомобилями стран, который составили специалисты аналитического агентства «Автостат», Россия заняла позиции между Мексикой и Сербией. В стране на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая коммерческий автотранспорт. Со временем этот показатель может увеличиться: спрос на машины в России постоянно растет, причем жители страны для покупки нового авто все чаще готовы пользоваться кредитованием. И, если верить результатам исследований общественного мнения, автопарк россиян будет только увеличиваться.
 
Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в мае 2012 года, 19 процентов россиян намерены приобрести автомобиль. В 2011 году об этом заявили только 11 процентов респондентов. 47 процентов жителей России уже имеют собственную машину, причем четыре процента из них - не одну. Позднее ВЦИОМ опубликовал уточняющий опрос, согласно которому каждый пятый россиянин намерен приобрести машину в ближайшие три года.
 
В первом квартале 2012 года доля иномарок в общем объеме производства автомобилей в России достигла 68,9 процента. В общей сложности за первые три месяца российские автозаводы выпустили 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысяч - иномарки. По сравнению с первым кварталом прошлого года производство «иностранцев» в стране выросло на 42,7 процента. Объемы выпуска машин в ближайшие годы также сильно возрастут. Этому будет способствовать обновление автопарка России, особенно юридическими лицами, под давлением новых утилизационных сборов и коэффициентов расчета транспортного налога.
 
В целом же, несмотря на введение новых налогов и изменения методики расчета старых, уровень автомобилизации России в ближайшие несколько лет будет расти, но едва ли дотянет до первой десятки наиболее автомобилизированных стран. Обеспечат рост прежде всего наиболее финансово состоятельные регионы, в первую очередь, Москва и Подмосковье, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область.

...

  • 0

Популярное

Последние новости