Кирилл Хайров «Турфирмы не готовы платить за историческое шоу»
- 2 сентября 2013
- 12+
Праздник огурца, яблочный и медовый Спасы, Праздник лаптя в Суздале — вот неполный список мероприятий, где вполне могли бы присутствовать эпизоды реконструкции исторических событий. Однако, потенциал клубов исторических реконструкций в нашем регионе в пол
- Кирилл, на ваш взгляд, насколько активно сегодня используются возможности исторических клубов в событийном туристическом бизнесе?
- - Наши турфирмы почему-то не хотят видеть потенциал исторических клубов в развитии туризма региона. Туроператорам проще устроить экскурсию, показав достопримечательности. На самом деле, банальную экскурсию можно преподнести «вкусно», красиво и интересно.
- За 13 лет существования Центра живой истории «Китежград» от владимирских турфирм предложения поступали лишь трижды. И все они «застряли» на стадии переговоров.
- Туроператоры полагают, что клубы исторических реконструкций могут лишь провести небольшую анимацию для туристов. Но когда начинаешь беседовать более предметно, становится ясно, что заказчики плохо понимают, что же в конечном итоге они хотят получить.
- Единственные, кто заинтересованы в качественных постановках исторических клубов, - так это фирмы, пропагандирующие событийный туризм. Наши возможности стали активно использовать на корпоративах и при проведении командного обучения.
- Но чаще всего мы предоставлены сами себе: организуем большие мероприятия¸ военно-исторические фестивали, например, в Переславле-Залесском Ярославской области. Там нас уже считают своими.
- В Нижнем Новгороде, в Москве — фестивальное движение реконструкторов поставлено на поток и благополучно процветает. В Туле к историческим клубам относятся с пиететом. Под них создаются большие проекты, приезжают туристы, радуются жизни. На этом зарабатывают и турфирмы, и реконструкторы. Владимир же в этом плане стоит на месте.
- По вашему опыту, началась ли коммерциализация военно-исторических клубов? Существуют ли прайс-листы на услуги реконструкторов?
- - Прайс-листы существуют уже давно. Но нашим турфирмам расценки кажутся слишком высокими. У нас же люди просто не готовы платить за реконструкции исторических событий. Принято считать, что дружина будет работать по расценкам: 500 рублей на человека. Но это не деньги для такого тяжелого труда. Один дружинник работает в доспехах 1,5-2 часа, идет большая нагрузка на костюм, а его, как и оружие, надо готовить.
- Для создания исторических костюмов мы используем натуральнее ткани, а они стоят денег, в это надо вкладываться. Существуют и такие понятия, как износ и усталость материала. К примеру, металл требует полировки, чистки и смазки. Ткань – подшивки, стирки и ухода. И за каждый месяц набегает определенная сумма. Поэтому компенсировать все затраты просто физически не получится на 500 рублей с человека!
- Кирилл, в какие суммы обходятся реконструкции полного цикла? Какова калькуляция?
- - Чтобы один воин выглядел аутентично, правильно и эффектно, в среднем надо потратить 40 тысяч рублей. Выезд одного дружинника в пределах 30 километров от Владимира (например, в Суздаль, Мещерский Скит, турбазы вокруг Владимира) с учетом транспортных расходов выливается примерно в 2 тысячи рублей. А ведь нам надо еще доехать, подготовить снаряжение, всех накормить. И мы при этом должны еще и заработать, чтобы вложиться в следующие проекты.
- Так и набегает: выезд команды из 10 человек – это 20 тысяч рублей. Плюс транспортные расходы и еще средства на развитие. Итого получается – 40 тысяч рублей за двухчасовую работу команды реконструкторов из 10 человек в полной выкладке.
- В других городах, по вашим наблюдениям, в какие суммы выливается работа историков-реконструкторов?
- - Чем ближе к центру (я имею в виду Москву), тем ценник на услуги исторических клубов выше. В столице выезд одного человека на точку обходится в 5 тысяч рублей. Это, на мой взгляд, приемлемая цена. Москвичи строго соблюдают условия райдера. В него входит: транспорт, организация площадки и ее ограждения в целях безопасности, звуковая аппаратура, репетиционное место, настил, питание, гримерные и костюмерные (последние организуются по мере возможности работы в военно-полевых условиях).
- Во Владимирской области таких условий работы предоставить никто не может. Наши туроператоры просто просят приехать и выступить бесплатно. И обещают подумать о дальнейшем сотрудничестве с клубами. Часто предлагают бартер или сертификаты. Но ими доспехи не почистить.
- Среди реконструкторов вы не найдете детей миллионеров. В основном – это студенты или те, кто ими когда-то был. А сейчас они работают инженерами, библиотекарями, историками, сантехниками. Представителям среднего и малого бизнеса собирать и воссоздавать историю некогда. А если и есть среди нас такие люди, то занимаются они этим не ради заработка, а для души. Но их единицы.
- Кирилл, если это такое сложное дело, есть ли смысл ставить реконструкцию исторических событий на коммерческие рельсы?
- - Медленно, но верно затраты окупаются. Прошло четыре года, прежде чем появилась реальная отдача от реконструкции событий эпохи Средневековья. Это произошло не сразу, впрочем как и в любом другом бизнесе. Но возврат денег идет. И за счет средств, заработанных на средних веках, мы смогли поднять еще один проект – «Файер-шоу», который сегодня приносит нам основной доход.
- Затем мы осилили реконструкцию битв Великой Отечественной войны. Подняли 17 век. Сейчас в работе нашего Центра три эпохи и «Файер-шоу». Три года мы держали монополию на файер. Сейчас в городе работает 4 команды, а это уже конкуренция. Но мы все равно в лидерах.
- Кирилл, а когда появилась мода на ВОВ? Это было всероссийское веяние? И почему получилось, что интерес к событиям Великой Отечественной появился так поздно?
- - Да, вы правы. Должно было пройти 65 лет, прежде чем появился интерес к теме войны. До 65 годовщины победы в Великой Отечественной войне за реконструкцию событий 1941-1945 годов брались редко. И во всей этой истории есть одно большое но! Это – реконструкция формы немецкой армии. Очень сложный законодательный, этический и моральный аспекты.
- У нас есть закон, запрещающий фашистскую символику. Есть законодательные ограничения по использованию холостого оружия. У наших граждан выработано определенное отношение к немецкой форме. Даже поколение, рожденное в 90-е, когда Союза уже небыло, высказывают свое пренебрежительное отношение к немецкой форме, она им противна. Но надо различать понятия. Когда мы воссоздаем события войны, мы не пропагандируем фашизм.
- В подмосковье, например, ребята очень серьезно занимаются реконструкцией немецкой армии Вермахта, СС. У них есть техника, есть качественная форма. Во Владимире же достаточно трудно заниматься этим историческим периодом. Хотя, на самом деле, ветераны – свидетели тех событий – воспринимают нас в немецкой форме во время реконструкции боев намного адекватнее, чем молодое поколение ! Когда мы в первый раз выступали в немецкой форме, ветераны подходили и говорили «спасибо»! Это был самый важный день в моей жизни. Я понял, что делаю нужное дело. Не из-за денег, а именно ради памяти. Солдат, который воевал, который видел форму на противнике, он подходит и говорит: «Спасибо, вы делаете правильно. Я вспомнил свою молодость»…
- А есть ли повод говорить, что рынок реконструкторов на сегодняшний день поделен? И кто ваши главные соперники?
- - Лицо нашей области – это Средневековье и Великая Отечественная. Среди конкурентов по реконструкции событий войны, безусловно, сильные команды есть в соседних Московской и Нижегородской областях. Что касается иных коллективов, работающих в нашем регионе, здесь надо четко разделять реконструкторов и народные коллективы, которые стилизуют свои выступления. И пропасть между реконструкторами и народными коллективами огромна.
- У реконструкторов есть каноны, по которым строится костюм. Есть ткани, покрой, доспехи – реконструкторам нужны тяжелые доспехи, которые выдерживают настоящие удары оружием. Народники же обходятся легкими доспехами. Мы одеваемся в то «как было», они – в то «как на картинке в детской сказке». Мы ориентируемся на энциклопедии, используем переводную литературу, мемуары полководцев как советских, так и немецких.
- На реконструкцию событий какого времени (Средневековье, викинги, период ВОВ) сейчас наиболее часто делается ставка? Какая эпоха наиболее популярна среди реконтструкторов и какая обеспечивает коммерческий успех?
- - Сейчас набирает обороты восстановление событий Великой Отечественной войны. К тому же к нам это исторически очень близко.
- Наполионика? Вопрос в том, кто финансово сможет потянуть эту эпоху. У нас есть в области люди, которые занимаются наполионикой, у них есть лошади, 5 мундиров. Но армию из них не собрать. Единственное, как это можно коммерчески использовать – сопровождать свадебные кортажи.
- Есть и провальные эпохи. Я считаю, это – реконструкция событий гражданской войны и Первой мировой. О них лучше не напоминать.
- А средние века всегда были, есть и будут. Это – время рассвета доспехов, основное зрелище здесь – бои. Адреналин людям всегда нужен…
Ранее мы писали: Топ-5 любимых вещей заведующего музея