Кирилл Хайров «Турфирмы не готовы платить за историческое шоу»

Праздник огурца, яблочный и медовый Спасы, Праздник лаптя в Суздале — вот неполный список мероприятий, где вполне могли бы присутствовать эпизоды реконструкции исторических событий. Однако, потенциал клубов исторических реконструкций в нашем регионе в пол

 

Кирилл, на ваш взгляд, насколько активно сегодня используются возможности исторических клубов в событийном туристическом бизнесе?
 
- Наши турфирмы почему-то не хотят видеть потенциал исторических клубов в развитии туризма региона. Туроператорам проще устроить экскурсию, показав достопримечательности. На самом деле, банальную экскурсию можно преподнести «вкусно», красиво и интересно.
 
За 13 лет существования Центра живой истории «Китежград» от владимирских турфирм предложения поступали лишь трижды. И все они «застряли» на стадии переговоров.
 
Туроператоры полагают, что клубы исторических реконструкций могут лишь провести небольшую анимацию для туристов. Но когда начинаешь беседовать более предметно, становится ясно, что заказчики плохо понимают, что же в конечном итоге они хотят получить.
 
Единственные, кто заинтересованы в качественных постановках исторических клубов, - так это фирмы, пропагандирующие событийный туризм. Наши возможности стали активно использовать на корпоративах и при проведении командного обучения.
 
Но чаще всего мы предоставлены сами себе: организуем большие мероприятия¸ военно-исторические фестивали, например, в Переславле-Залесском Ярославской области. Там нас уже считают своими.
 
В Нижнем Новгороде, в Москве — фестивальное движение реконструкторов поставлено на поток и благополучно процветает. В Туле к историческим клубам относятся с пиететом. Под них создаются большие проекты, приезжают туристы, радуются жизни. На этом зарабатывают и турфирмы, и реконструкторы. Владимир же в этом плане стоит на месте.
 
По вашему опыту, началась ли коммерциализация военно-исторических клубов? Существуют ли прайс-листы на услуги реконструкторов?
 
- Прайс-листы существуют уже давно. Но нашим турфирмам расценки кажутся слишком высокими. У нас же люди просто не готовы платить за реконструкции исторических событий. Принято считать, что дружина будет работать по расценкам: 500 рублей на человека. Но это не деньги для такого тяжелого труда. Один дружинник работает в доспехах 1,5-2 часа, идет большая нагрузка на костюм, а его, как и оружие, надо готовить.
 
Для создания исторических костюмов мы используем натуральнее ткани, а они стоят денег, в это надо вкладываться. Существуют и такие понятия, как износ и усталость материала. К примеру, металл требует полировки, чистки и смазки. Ткань – подшивки, стирки и ухода. И за каждый месяц набегает определенная сумма. Поэтому компенсировать все затраты просто физически не получится на 500 рублей с человека!
 
Кирилл, в какие суммы обходятся реконструкции полного цикла? Какова калькуляция?
 
- Чтобы один воин выглядел аутентично, правильно и эффектно, в среднем надо потратить 40 тысяч рублей. Выезд одного дружинника в пределах 30 километров от Владимира (например, в Суздаль, Мещерский Скит, турбазы вокруг Владимира) с учетом транспортных расходов выливается примерно в 2 тысячи рублей. А ведь нам надо еще доехать, подготовить снаряжение, всех накормить. И мы при этом должны еще и заработать, чтобы вложиться в следующие проекты.
 
Так и набегает: выезд команды из 10 человек – это 20 тысяч рублей. Плюс транспортные расходы и еще средства на развитие. Итого получается – 40 тысяч рублей за двухчасовую работу команды реконструкторов из 10 человек в полной выкладке.
 
В других городах, по вашим наблюдениям, в какие суммы выливается работа историков-реконструкторов?
 
- Чем ближе к центру (я имею в виду Москву), тем ценник на услуги исторических клубов выше. В столице выезд одного человека на точку обходится в 5 тысяч рублей. Это, на мой взгляд, приемлемая цена. Москвичи строго соблюдают условия райдера. В него входит: транспорт, организация площадки и ее ограждения в целях безопасности, звуковая аппаратура, репетиционное место, настил, питание, гримерные и костюмерные (последние организуются по мере возможности работы в военно-полевых условиях).
 
Во Владимирской области таких условий работы предоставить никто не может. Наши туроператоры просто просят приехать и выступить бесплатно. И обещают подумать о дальнейшем сотрудничестве с клубами. Часто предлагают бартер или сертификаты. Но ими доспехи не почистить.
 
Среди реконструкторов вы не найдете детей миллионеров. В основном – это студенты или те, кто ими когда-то был. А сейчас они работают инженерами, библиотекарями, историками, сантехниками. Представителям среднего и малого бизнеса собирать и воссоздавать историю некогда. А если и есть среди нас такие люди, то занимаются они этим не ради заработка, а для души. Но их единицы.
 
Кирилл, если это такое сложное дело, есть ли смысл ставить реконструкцию исторических событий на коммерческие рельсы?
 
- Медленно, но верно затраты окупаются. Прошло четыре года, прежде чем появилась реальная отдача от реконструкции событий эпохи Средневековья. Это произошло не сразу, впрочем как и в любом другом бизнесе. Но возврат денег идет. И за счет средств, заработанных на средних веках, мы смогли поднять еще один проект – «Файер-шоу», который сегодня приносит нам основной доход.
 
Затем мы осилили реконструкцию битв Великой Отечественной войны. Подняли 17 век. Сейчас в работе нашего Центра три эпохи и «Файер-шоу». Три года мы держали монополию на файер. Сейчас в городе работает 4 команды, а это уже конкуренция. Но мы все равно в лидерах.
 
Кирилл, а когда появилась мода на ВОВ? Это было всероссийское веяние? И почему получилось, что интерес к событиям Великой Отечественной появился так поздно?
 
- Да, вы правы. Должно было пройти 65 лет, прежде чем появился интерес к теме войны. До 65 годовщины победы в Великой Отечественной войне за реконструкцию событий 1941-1945 годов брались редко. И во всей этой истории есть одно большое но! Это – реконструкция формы немецкой армии. Очень сложный законодательный, этический и моральный аспекты.
 
У нас есть закон, запрещающий фашистскую символику. Есть законодательные ограничения по использованию холостого оружия. У наших граждан выработано определенное отношение к немецкой форме. Даже поколение, рожденное в 90-е, когда Союза уже небыло, высказывают свое пренебрежительное отношение к немецкой форме, она им противна. Но надо различать понятия. Когда мы воссоздаем события войны, мы не пропагандируем фашизм.
 
В подмосковье, например, ребята очень серьезно занимаются реконструкцией немецкой армии Вермахта, СС. У них есть техника, есть качественная форма. Во Владимире же достаточно трудно заниматься этим историческим периодом. Хотя, на самом деле, ветераны – свидетели тех событий – воспринимают нас в немецкой форме во время реконструкции боев намного адекватнее, чем молодое поколение ! Когда мы в первый раз выступали в немецкой форме, ветераны подходили и говорили «спасибо»! Это был самый важный день в моей жизни. Я понял, что делаю нужное дело. Не из-за денег, а именно ради памяти. Солдат, который воевал, который видел форму на противнике, он подходит и говорит: «Спасибо, вы делаете правильно. Я вспомнил свою молодость»…

Кирилл Хайров, руководитель Центра живой истории «Китежград». Дата рождения: 16 марта 1977 года. Образование: среднее специальное. В бизнесе: с 2000 года. Хобби: научная фантастика  

А есть ли повод говорить, что рынок реконструкторов на сегодняшний день поделен? И кто ваши главные соперники?
 
- Лицо нашей области – это Средневековье и Великая Отечественная. Среди конкурентов по реконструкции событий войны, безусловно, сильные команды есть в соседних Московской и Нижегородской областях. Что касается иных коллективов, работающих в нашем регионе, здесь надо четко разделять реконструкторов и народные коллективы, которые стилизуют свои выступления. И пропасть между реконструкторами и народными коллективами огромна.
У реконструкторов есть каноны, по которым строится костюм. Есть ткани, покрой, доспехи – реконструкторам нужны тяжелые доспехи, которые выдерживают настоящие удары оружием. Народники же обходятся легкими доспехами. Мы одеваемся в то «как было», они – в то «как на картинке в детской сказке». Мы ориентируемся на энциклопедии, используем переводную литературу, мемуары полководцев как советских, так и немецких.
 
На реконструкцию событий какого времени (Средневековье, викинги, период ВОВ) сейчас наиболее часто делается ставка? Какая эпоха наиболее популярна среди реконтструкторов и какая обеспечивает коммерческий успех?
 
- Сейчас набирает обороты восстановление событий Великой Отечественной войны. К тому же к нам это исторически очень близко.
 
Наполионика? Вопрос в том, кто финансово сможет потянуть эту эпоху. У нас есть в области люди, которые занимаются наполионикой, у них есть лошади, 5 мундиров. Но армию из них не собрать. Единственное, как это можно коммерчески использовать – сопровождать свадебные кортажи.
 
Есть и провальные эпохи. Я считаю, это – реконструкция событий гражданской войны и Первой мировой. О них лучше не напоминать.
 
А средние века всегда были, есть и будут. Это – время рассвета доспехов, основное зрелище здесь – бои. Адреналин людям всегда нужен…  
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости