Хотца, зырить, анаком: самые популярные местечковые слова Владимирской области
- 4 января 17:00
- 0+
- Екатерина Копылкова
"Зырь, какая зыкая домушка!" Вероятно, смысл фразы понятен не всем, так как использованы здесь местечковые слова. В каждом регионе они свои и перевести с местного на русский их порой довольно сложно.
«Яндекс» совместно с Институтом русского языка РАН им. Виноградова даже проводил исследование, где изучались самые популярные местечковые слова и выражения.
Так, ДОМУШКОЙ во Владимирской области называют небольшой домик или хозяйственную постройку, том числе игровые домики для детей.
Если владимирцы соберутся перекусить лапшой быстрого приготовления, они скажут: «Может АНАКОМ поедим?» Имя торговой марки, под которой производится быстрое питание, у нас превратилось в имя нарицательное. Жители Ивановской области в похожей ситуации будут есть бэпэшку. А на Алтайском крае и в Иркутской области — дошик.
Слово ДУРОМ у нас употребляется, когда речь идёт о чём-либо в больших количествах. Например, «Грибы дуром попёрли». Кроме владимирцев так говорят в Нижегородской, Ростовской, Самарской областях, в Мордовии и Чувашии.
ИСПЛЕВАТЬСЯ — это значит испытать или выразить крайнее недовольство. «Я вся исплеалась, пока доехала до работы». Соседи нижегородцы, ивановцы и ярославцы скажут также. Другие могут не понять о чём речь.
КАСЛЯТЬСЯ — это примерно тоже самое, что кривляться. Возможно, сейчас это слово употребляется реже, а вот в 80-90-х встречалось часто.
Также как слово ЗЫКО или даже зыкинско. Выражает оно восторг в высшей степени. «Глянь, какая зыкая машина». Откуда пошло выражение никто уже и не вспомнит.
Многоэтажные высотные дома у нас и в Москве часто называют ЧЕЛОВЕЙНИКАМИ. Здесь как раз смысл понятен — дома похожи на огромные человеческие муравейники.
Средние специальные учебные заведения у нас называют УЧАГА, в Иркутской области фазанка, в Оренбургской — каблуха, а в красноярском крае - техан.
Во Владимире в ходу слово ИЗРАСТАТЬСЯ. Так могут сказать про ребёнка, который с возрастом сильно изменился, при этом либо потерял детскую миловидность, либо, наоборот, стал значительно красивее (как гадкий утёнок) - изросся. Если скажете так в Нижегородской области и Красноярском крае, вас тоже поймут.
Ихний, евошный, еёшный — исковерканные до неузнаваемости местоимения (их, его, её) в нашем регионе используют часто. Впрочем, грешат этим и в Астраханской, Ивановской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской областях и в Республике Мордовия. Вобщем, едва ли не половина России "мучает" личные местоимения.
Любимое многими картофельное пюре у нас часто называют мятуха, а в Иркутской области сказали бы толчёнка.
Грибы лисички мы и ивановцы называем ПЕТУШКАМИ. Скажи кому другому — долго будут думать, что за гриб такой неведомый.
Быстро побежать во Владимире называется — посайгачить, вероятно, аналогия с быстроногой антилопой сайгак.
Жители многих регионов не понимают, когда их просят подать к чаю песок, в смысле сахарный. Во Владимирской и Ивановской областях редко говорят сахар, чаще именно песок.
Крёстную мать во многих городах Владимирской области по-прежнему называют КОКОЙ. А других регионах нередко — лёлей.
И самое забавное: вопрос который сейчас час, на владимирщине преобразовался в - сколько время? А ответ будет звучать - без пять пять. Ну или без пятнадцать двенадцать, например. Приезжих это шокирует, больше так нигде не выражаются.
А ещё жителям Владимира всегда и всё ХОТЦА/ХОЦА. В переводе — хочется. Такая вот у владимирцев жажда жизни!