Мудрость Омара Хайяма: почему с некоторыми друзьями лучше расстаться
- 30 октября 21:15
- Рамиля Печерская

Строчки Омара Хайяма о коварстве, таящемся в людях, и о друзьях, превращающихся во врагов, кажутся излишне мрачными. Но они заставляют задуматься: так ли уж неправ был персидский философ? Почему его цитата, написанная столетия назад, находит такой живой отклик сегодня?
С возрастом многие замечают, что круг общения сужается. Энергии становится меньше, и ее начинают бережно распределять, тратя не на поддержание десятков связей, а на углубление немногих — с семьей и самыми близкими. Из активного и коммуникабельного человек постепенно превращается в более избирательного. Это естественный процесс, а не признак мизантропии. Мы интуитивно проводим инвентаризацию своих контактов, стремясь оставить рядом тех, кто не несет «скрытой угрозы».
Возможно, Хайям говорил как раз о такой, неочевидной угрозе. Враг не всегда приходит с оружием в руках. Гораздо чаще он появляется под маской друга — с искренней улыбкой и самыми благими намерениями. С годами приходит понимание, что такие качества, как зависть, алчность или скрытое коварство, могут быть присущи кому угодно, даже тем, кто, казалось бы, нас искренне ценит. Это знание заставляет быть более осмотрительным в словах и поступках, выстраивать определенную дистанцию.
Почему так происходит? Психологи объясняют это явление социальным сравнением. Успехи даже близких людей могут подсознательно ранить, а их неудачи — вызывать не сочувствие, а тайное злорадство. Как гласит народная мудрость, «сытый голодного не разумеет». Жизненные пути рано или поздно расходятся, и общие точки соприкосновения исчезают. Женщина, не могущая иметь детей, может бессознательно отдалиться от подруги с многодетной семьей; тот, кто снимает жилье, будет испытывать сложные чувства к знакомому, покупающему третью квартиру. Это болезненно, но абсолютно нормально с точки зрения человеческой психологии.
Так где же грань между настоящей дружбой и простым приятельством? Писатель Фазиль Искандер дал на этот вопрос очень точный ответ. По его мнению, приятель — это человек для совместного отдыха и приятного, но поверхностного времяпрепровождения. Для такого общения достаточно внешнего обаяния, глубины душевного родства оно не требует.
Друг — явление другого порядка. Это духовная близость, любовь к качествам другого человека, которые тебе бесконечно дороги. Такая связь — редкость. Искандер выделил три ее основы. Во-первых, человек не может быть безразличен к добру и злу, он включен в социальную жизнь. Во-вторых, он должен быть воспитанным, причем речь не о школьных манерах, а о постоянном самовоспитании. И в-третьих, что самое важное, духовные ценности для него всегда должны быть выше материальных.
Таким образом, Хайям, возможно, не столько призывал видеть в каждом врага, сколько советовал быть более трезвым и взыскательным в выборе тех, кого мы допускаем в свой внутренний круг. Его стихи — не манифест недоверия ко всему миру, а призыв к ценности подлинного, а не мнимого общения.
Читайте также:
- Я спустя годы поняла, что для него пустое место: 5 очевидных фактов
- Крысы и мыши больше всего этого боятся - вот мой секрет с кошачьим лотком
- Как я точу ножи прямо на кухне без камня — всего за 30 секунд
- Я готовлю 10 простых праздничных блюд, от которых гости в восторге — всегда просят рецепт!
- Я вставила ватную палочку в слив — и забыла о засорах навсегда