Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Надо ли ждать, пока пешеход полностью перейдёт дорогу по "зебре": Верховный Суд дал окончательное разъяснение

Надо ли ждать, пока пешеход полностью перейдёт дорогу по "зебре": Верховный Суд дал окончательное разъяснениеPro Город (архив)

Пешеходный переход — зона повышенного правового напряжения. С одной стороны — пешеход, уверенный в своем абсолютном преимуществе. С другой — водитель, который за рулем обязан думать на шаг вперед. Знакомая ситуация: человек только ступил на «зебру» на многополосной дороге, а вы уже проехали свою полосу.

Инспектор ДПС с полным правом может выписать вам штраф. И вот почему. Речь идет не о буквальном запрете на движение, а о тонкой юридической категории — «создании помех». И ее трактовка Верховным Судом РФ ставит точку в многолетних спорах.

Не «пропустить», а «уступить»: в чем принципиальная разница?

Подавляющее большинство автомобилистов живут с устойчивым убеждением: правило требует ждать, пока пешеход окончательно не покинет проезжую часть. Это миф. Пункт 14.1 ПДД оперирует иной, более точной формулировкой: «уступить дорогу».

Чем это отличается от «пропустить»? «Уступить дорогу» означает, что вы не должны совершать любых действий, которые заставят человека, имеющего приоритет, изменить скорость или направление своего движения. Проще говоря, если ваш маневр заставил пешехода остановиться, отпрыгнуть или ускориться — вы нарушили. Если он продолжил идти спокойно, не обратив на вас внимания — маневр был выполнен корректно.

Тонкая грань между правом и нарушением: как это работает на практике

Представьте многополосную дорогу. Пешеход миновал вашу полосу и движется дальше. Теоретически вы можете начать движение. Но именно здесь таится главная опасность.

  • Ваши действия правомерны, если: вы тронулись плавно, без резких движений, и пешеход, видя вас боковым зрением, не сбился с шага. Вы не создали ему помех.
  • Вы нарушили, если: пешеход, услышав или увидев, что ваша машина начала движение, инстинктивно остановился, замедлился или отступил назад. Даже если вы его уже объехали. Факт изменения его поведения из-за ваших действий — и есть состав правонарушения.

Именно на этом основании инспектор будет составлять протокол по ч. 1 ст. 12.18 КоАП РФ. Размер штрафа — от 1500 до 2500 рублей. И судебная практика, основанная на разъяснениях ВС РФ, почти всегда на стороне пешехода.

В случае конфликта доказать свою невиновность будет крайне сложно. Субъективное восприятие ситуации пешеходом против ваших слов. У инспектора же в арсенале могут быть записи с патрульного видеорегистратора, где зафиксирована реакция человека. Суд примет во внимание именно этот фактор — наличие помехи.

Заключение: простое правило для избежания штрафа

Таким образом, формально ждать, пока пешеход полностью не уйдет с перехода, не требуется. Но с практической и юридической точки зрения — это самый безопасный и беспроигрышный вариант.

Главный вывод, который должен усвоить каждый водитель: ваша задача — обеспечить человеку спокойное движение по переходу. Если есть даже малейшие сомнения в том, что ваш маневр будет воспринят абсолютно адекватно (например, пожилой человек, ребенок, люди с большими сумками), — лучше дождаться полного освобождения проезжей части.

Это сэкономит вам 2500 рублей, нервы и, главное, обезопасит всех участников дорожного движения. Помните, правило «уступить дорогу» написано не для камер и инспекторов, а для обеспечения безопасности. И трактуется оно всегда в пользу самого уязвимого участника движения — пешехода.

...

  • 0

Популярное

Последние новости