Наверх

Учитель литературы: "Я им про футбол рассказываю, а они мне стихи посвящают"

Возрастное ограничение: 6+
из архива "Pro Города"
Светлана Николаевна Хвалова - учитель русского языка и литературы со стажем 32 года. Светлана считает, что педагог должен не только научить ребенка, но и завоевать его уважение. О том, как это ей удается, Светлана Николаевна рассказала в интервью

Светлана Николаевна, сегодня вы уже уважаемый педагог, за плечами у которого колоссальный опыт. Но давайте вспомним, с чего все начиналось.

- Свой путь как учитель я начала еще будучи совсем молоденькой девушкой в 1985 году в деревне Улыбышево Судогодского района. И, как ни странно, мне тут же поручили классное руководство у 9 класса. Наш первый урок я запомнила на всю жизнь: я подготовила интересный материал про фамилию каждого ученика и про свою тоже. Так мы и познакомились заодно. Честно говоря, страх присутствовал. И надо же как совпало, но именно на этот первый мой урок пришли корреспонденты из местной газеты и брали у меня интервью. 

Девятый класс - это уже совсем взрослые ребята! Как они восприняли молоденькую девочку-педагога? Восприняли ли они вас всерьез?

- Действительно, разница с моими первыми учениками у нас была всего 5 лет. И, как ни забавно вспоминать, некоторый из ребят умудрились влюбиться в меня — молоденькую хрупкую девушку. Уже будучи взрослыми некоторые признались, что даже следили за мной после школы: с кем я пошла, куда пошла, что у меня за парень. Но тем не менее никто не позволял себе вольностей. Один из мальчиков на День рождения подарил свои стихи, одно из которых было посвящено лично мне. Эту рукопись я храню до сих пор — она самый ценный мой подарок. До сих пор помню строки: «Люблю я Вас, как Пушкин говорил, чего же боле, чего же боле?». Для меня это было вдвойне отрадно: во-первых, я его вдохновила на замечательное творчество, а во-вторых, я, как учитель литературы, по достоинству оценила сравнение с Пушкиным. И вот 2 года назад история повторяется. Был ученик — разгильдяй разгильдяем. После окончания школы зашел в гости и подарил мне свои стихи — хорошие, со смыслом. Говорит, «во мне что-то открылось» - а мне за счастье! Значит я не просто учитель, я вдохновитель для своих учеников.

С момента вашего первого класса много воды утекло, вы успели повидать самых разных учеников. Какие классы вы считаете трудными в работе и почему?

- Я не люблю тихие и спокойные классы — их невозможно «растрясти», вывести на интересные эмоции. Шебутные, хулиганистые — это моя стихия. Только важно направить энергию в нужное русло.  Да, ребята в таких классах много болтают, порой ведут себя шумно на уроке, но в них чувствуется жизнь, они способны генерировать интересные идеи. В моей практике встречаются и трудные подростки. Но и к ним за многие годы я научилась находить подход: нужно понять, чем он интересуется. Я, например, стараюсь всегда вовлекать таких ребят в театральную деятельность. Как правило, за плохим поведением кроются большие переживания и их обязательно нужно выплескивать.

Вы начинали учить еще в советское время. Что с тех пор поменялось в школьной программе и как вы оцениваете эти изменения?

- Современная школьная программа меня расстраивает и удивляет. Ее постоянно перекраивают и добавляют, на мой взгляд, совершенно ненужные элементы. Например, в наш учебник включены карело-финский эпос, песнь о Роланде. Ребятам это не нужно. А вот фундаментальное произведение «Кладовая солнца» практически обходится стороной. Считаю это неправильным и ввожу в обязательную программу своего класса. На «Войну и мир», «Капитанскую дочку» тоже выделяется самый мизер, а в них же такая глубина и смысл.... Я не понимаю, как можно обойти это стороной.

Говорят, что современное поколение сильно отличается от предыдущих. Так ли это на самом деле?

- Разделение на поколения ощущается очень сильно. Например, те дети, которые родились в 90-тые, на них у родителей не хватало времени из-за работы, им не читали, с ними не занимались. Дети «нулевых» читать очень любят, их не нужно к этому принуждать. Одно время была провальная яма — не читали и я их никак не могла заставить это делать. Сейчас же дети понимают, что чтобы жить хорошо — нужно получить хорошее образование. Вот они и тянутся.

А что вы думаете по поводу ЕГЭ?

- Большое достоинство ЕГЭ — дети один раз сдали и поступили с ним. При чем подать результаты можно в разные ВУЗы. У нас такой возможности не было.  Но другой момент — ЕГЭ не проверяет истинных знаний, несмотря на то, что все задания сейчас выстроены так, что ответ нужно не просто выбрать, но сформулировать. Но порой успех будет зависеть лишь от того, как учитель «натаскает» ученика. Ну а дрессуру, скажем так, нельзя сравнить с истинными знаниями. Но при этом я хочу отдать дань современным школьникам. Они действительно любят читать. Их не нужно к этому принуждать. Читать стало модно.

Какие у вас отношения с учениками? Как вы добиваетесь их расположения?

- Сейчас принято считать, что учителя — обслуживающий персонал. Оказывается, мы не учим, а оказываем услугу. Я с этим категорически не согласна! Я, в первую очередь, наставник для ребят, а во вторую — их друг. Я для себя поняла, что нужно быть интересным ребятам. Например, с мальчишками всегда обсуждаю результаты футбольных и хоккейных матчей. Они раньше думали, что я смотрю их лишь от времени и проверяли меня, мол «Светлана Николаевна, а кто с кем вчера играл? Какой счет?». А я им в ответ полный ход игры. С девочками на переменах можем обсудить последние модные тренды. Ну а классы постарше даже делятся любовными переживаниями. Дети это очень ценят, да и я с помощью неформальных бесед лучше начинаю понимать их. Но самое главное — это очень нравится лично мне.

А как ваша работа отражается на отношении в семье?

- У меня есть сын. Сейчас ему уже 27 лет и его любимая фраза «Мама, ты нас с отцом не заучивай!». Но это больше шутка. А вот когда Кирилл был маленьким, лет 11-13, я оттачивала на нем свое мастерство. Например, готовлюсь к открытому уроку, планирую материал, а сын подходил и просил «Мам, расскажи, что там?». И вот начинался театр одного актера. Вижу, у сына глаз горит — значит материал отличный, можно в школу нести.

Интервью Образование

Комментарии 6

05 октября, 14:38 Горожанин
приятная дама и как учитель, наверняка, тоже отличная. как-то чувствуется это сразу.
05 октября, 16:23 Товарищ из обкома
Мой учитель русского языка и литературы в 33-й школе в далеких годах. Прекрасный педагог и человек, она посвятила всю жизнь школе, донесла до многих учеников любовь и понимание русской литературы и языка не банальными заученными фразами, а через внутренний мир абсолютно разных сложных по-своему людей. В ее интервью чувствуется понимание современного образования и его проблем, но в то же время есть оптимизм, что ситуация все равно изменится, всему свое время. С наступающим днем учителя, Светлана Николаевна!
05 октября, 20:37 Я
БРАВО!!! Всем желаю такого учителя и классного руководителя! Вы - бриллиант! Дай Бог Вам здоровья и процветания!
09 октября, 17:34 Лилия
Наш 9б и наша любимая СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА!!!!
09 октября, 17:43 Лилия
Моя любимая классная руководительница и учитель русского языка и литературы!!!По сей день прихожу к ней в гости хотя мне уже 31))) Мне очень повезло,что я училась у неё! Это учитель от бога!!! Таких учителей я больше не встречала в своей жизни!И может это будет громко сказано,но это лучший учитель русского языка и литературы в городе Владимире! И просто очень очень хороший человек!!!Люблю Вас дорогая моя СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА!!!❤️❤️❤️

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Ваше сообщение

Следующая новость

Рейтинг@Mail.ru