"За берестой для икон езжу в Сибирь. Во Владимире вся береза больная, грязная"
- 7 августа 2021
- Екатерина Копылкова
Ольга Кирина уже 20 лет делает иконы из бересты, украшает их натуральными камнями и жемчугом
Ольга Кирина — художник с мировым именем. Её работы находятся в музеях и галереях России и мира - во Франции, Германии, Бельгии, Японии. Ольга - Член Международного Художественного Фонда, Творческого Союза Художников Декоративно-Прикладного Искусства, Союза Профессиональных Художников.
На фото Ольга Кирина дарит икону Сергею Лаврову
Уже более 20 лет Ольга работает в уникальном авторском стиле. Материал — береста. Жанр — берестяная иконопись.
С редакцией «ProГород» мастер-иконописец по бересте поделилась секретами создания шедевров, у которых в мире практически нет аналогов.
Как начался ваш творческий путь?
- Родилась я в Липецке, а потом по приглашению уехала в Новосибирск и задержалась там на 30 лет. Работала на фабрике ведущим художником. А в 90-е годы создала кооператив, где мы наносили хохломскую роспись на самовары, подносы, чайники. Всё было хорошо, пока не наступил кризис 90-х годов. В то время Россию заполонили дешёвые китайские товары, и наше творчество стало никому не нужно. Начался долгий, длиной в 10 лет, путь поиска себя, своего места в творческом мире.
На фото берестяна икона 11 века - "Спаситель" и Святая Варвара
Увидев однажды в церковной лавке маленький берестяной образок, я подумала: «А почему бы не сделать красивую икону, большую, как в храме? Такую, чтобы захотелось подойти к ней, поделиться и радостью, и печалью.» И первой такой иконой стал «Спас Вседержитель». Она получилась как бы под старину, будто несколько веков где-то пролежала. Сколько бы я не пыталась позже сделать что-то подобное – не выходит.
На фото Ольга (слева), её муж Александр (справа), посередине отец Тихон
Я придумала и разработала свою уникальную технику изготовления икон. В 2000 году я получила благословение от митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. И уже 20 лет работаю во славу Божию. В 2011 году мы с супругом переехали из Сибири во Владимир на постоянное место жительства. А в 2018 году отец Тихон был назначен главой Владимирской митрополии, и мы снова встретились.
И 2020 году в Центре Избразительного Искусства Митрополит Владимирский и Суздальский открывал мою персональную юбилейную выставку "Под покровом богородицы".
На фото Ольга Кирина и Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон на открытии выставки "Под покровом богородицы"
Я очень благодарна Владыке, это с его благословения я более 20 лет занимаюсь храмовым творчеством.
Как называется техника в которой вы работаете?
- Техника называется рельефно-прорезная береста. Здесь все элементы вырезаются по-отдельности. Вот буквально все. К примеру сейчас работаю над иконой Петра и Февронии. Оформление оклада иконы, элементы одежды, кисти рук, шапки, нимбы — всё это отдельные элементы. Затем, там где нужно, идёт роспись акриловами красками. Отдельно пишется лик.
Каждая деталь образа и оклада выполняется отдельно и собирается, как мозаика
Если посмотрите на оклад, увидите гроздья ягод, листики — всё это элементы хохломской росписи. Ведь само это искусство было изначально заимствовано из иконописи, где на окладах изображались виноградные лозы. Зажиточные люди хотели красиво украсить свою посуду и перенимали роспись с икон. А я, так получается, вернула её обратно на иконы.
Образ царицы Елены выполнен на обратной стороне бересты - вторичке. Оклад и элементы одежды украшены натуральными камнями и жемчугом
Все оклады на моих иконах украшены природным орнаментом и отделаны натуральными камнями. Где нужно, используется техника плетения из бересты.
Расскажите о технике работы с берестой. В чем сложность?
Нюансов очень много. Вот, например, из последнего. На бересте есть поры-чечевички, через которые дерево дышит. Выглядят они, как полоски, расположенные горизонтально на стволе. Я делала оформление оклада иконы. С одной стороны вырезала орнамент, все хорошо получилось. А с другой… не обратила внимание, что эти чечевички у меня расположены в другую сторону. Может, кто-то бы и не заметил, но я-то знаю, как должно быть. Пришлось выкидывать полностью готовый элемент и заниматься им заново.
Где вы берёте бересту?
Все материалы мы с Александром, моим мужем, заготавливаем самостоятельно. За берестой ездим в Сибирь, потому что здесь нет хорошей бересты. Видимо в связи с экологией берёзы больные, соответственно и береста рыхлая, грязная, не красивая. А в Сибири она ровная. Специально ходим на болота за берестой.
Заготовка бересты в лесу и на болоте
Мы находим на болоте дерево, вскрываем его. Деревесина гниёт, а береста нет. Там она особенная, на ней даже рисунок есть, целые пейзажи нарисованы. Нужно только почистить, довести до ума и оформить. С такими с природными пейзажами мы делали выставки " Рисует природа".
Сколько всего вами создано икон?
Я даже если захочу, не смогу сосчитать. За 20 лет очень много. На изготовление иконы уходит минимум 2,5 месяца. Если икона большая, может и полгода потребоваться. Когда я только начинала, сама ходила за берестой, всё полностью сама делала. Сейчас мы работаем совместно с мужем. Бересту заготавливаем вместе, это сложный, трудоёмкий процесс. Далее Александр занимается изготовлением окладов, всё остальное моя авторская работа.
Какова дальнейшая судьба ваших икон?
Очень разнообразная. Какие-то иконы люди покупают для себя, для дома. Иногда благотворители покупают их для храмов в качестве подарка. Какие-то иконы мы преподносим в дар храмам или уважаемым людям на добрую память.
Патриарху Кириллу преподносят в дар икону Ольги Кириной, на которой изображён Святой праведный воин Фёдор Ушаков
У нас было проведено довольно много выставок, как в России, так и по миру. К примеру, нас приглашали из Российского посольства в Японии на неделю гастротуризма. Там кулинары со всего света готовили настоящие деликатесы. Культурную часть от России представляли мы. Для этого события я специально готовила икону почитаемого там святого Николая Японского.
Когда мы были с выставкой во Франции, президент Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Жан-Клод Фрекон, увидев наши иконы, от удивления даже рот открыл. Эта фотография облетела абсолютно все СМИ.
А однажды икону купили индусы. Зачем — не понятно. Может, на подарок кому-то, а может, просто как образец русского искусства.
На выставке в Москве один африкнец очень долго общался со мной через переводчика, чтобы я научила его плести косичку из бересты. Сказал, что не уйдет пока не освоит технику. В итоге у него получилось!
А ещё была совершенно особенная история. Мне позвонил священник из Кандалакши, это Мурманская область, и сказал, что они строят духовно-просветительский центр, для которого им нужна икона Петра и Февронии. А у нас как раз была выставка в Кронштадте. Сказали, что можем передать икону на корабль, который позже придёт в Североморск. Правда, этот корабль сначала на полгода уйдёт в Сирию. Такой вариант устроит? Священник согласился, потому что получится, что у иконы будет своя история, она будет охранять моряков на корабле. В итоге в связи с коронавирусом забрать икону получилось только в феврале, был крестный ход с иконой. Для нас это ценная история.
Случались ли чудеса, связанные с вашими иконами?
Не знаю, можно ли это назвать чудом, но благодаря выставке, проведенной в Норвегии, благодаря нашим иконам, России был передан храм преподобного Трифона Печенгского в городе Киркенес. Он отошел Мурманской епархии.
Ольга и Александр с представителями норвежской стороны
Сейчас у нас запланирована выставка в Турции, она тоже послужит чем-то вроде «мостика» в налаживании дипломатических отношений.