Мудрость Омара Хайяма: с некоторыми друзьями лучше расстаться
- 8 ноября 17:16
- Рамиля Печерская

Кажется невероятным, но строчки Омара Хайяма о скрытом коварстве в сердцах близких по-прежнему заставляют нас удивляться. Почему эти слова, рожденные в персидских садах тысячелетие назад, находят отклик в ритме мегаполисов? Что за правда скрыта за этой мрачноватой поэзией?
С возрастом происходит странная метаморфоза — жизненное пространство словно сжимается. Это не брюзжание и не мизантропия. Скорее, мы начинаем бережно относиться к своему энергетическому бюджету. Силы уже не безграничны, и мы инстинктивно вкладываем их не в поддержание десятков поверхностных связей, а в углубление немногих — тех, что с семьей и самыми проверенными. Происходит незримый аудит душевных активов, где мы оставляем только тех, кто не истощает, а наполняет.
Хайям, возможно, предупреждал именно об этой невидимой угрозе. Настоящий враг редко приходит с мечом. Чаще он стучится в дверь под маской друга — с открытой улыбкой и самыми благими намерениями. С годами приходит горькое прозрение: зависть, алчность и предательство могут прятаться за самыми доверительными отношениями. Это знание не делает нас параноиками, но учит духовной гигиене.
У психологов есть термин — «социальное сравнение». Он объясняет, почему успех старого друга может причинять боль, а его провал — вызывать темное удовлетворение. Жизненные пути, когда-то шедшие рядом, неизбежно расходятся. Подруга, не сумевшая стать матерью, может бессознательно отдалиться от многодетной приятельницы. Человек, снимающий угол, будет испытывать сложную гамму чувств к знакомому, приобретающему третью недвижимость. Это неприятно признавать, но это — часть человеческой природы.
Где же проходит та невидимая черта, что отделяет подлинную дружбу от простого знакомства? Фазиль Искандер провел ее с математической точностью.
Приятель — тот, с кем приятно скоротать вечер. Для такого общения достаточно общих интересов и внешнего лоска.
Друг — это другая категория отношений. Родство душ. Такая связь — большая редкость. Искандер определил три ее столпа:
- Нравственный компас человека должен быть активен — он не может оставаться равнодушным к добру и злу.
- Воспитанность должна быть внутренней, идущей от ежедневной работы над собой, а не сводиться к заученным манерам.
- Духовное в его системе координат обязано превосходить материальное.
Выходит, Хайям призывал не к тотальному недоверию, а к трезвой разборчивости. Его поэзия — не манифест мизантропии, а руководство по распознаванию настоящего за пеленой мнимого. Возможно, его главный посыл в том, что лучше иметь одного человека, с которым молчание будет комфортным, чем десяток тех, чья речь — лишь набор пустых слов.
Читайте также:
- Экспресс-чистка пуховика за 5 минут: губка и мыло творят чудо с пятнами - мой проверенный способ
- Не говорите другим, что у вас всё хорошо: заметила эти 8 признаков — и поняла, что подруга мне завидует
- Беру капусту и печень трески — шедевральный салат к Новому году готов за 20 минут — Огненная Лошадь будет в восторге
- Вернула мощный напор душа за 10 минут — и не потратила ни копейки