При какой температуре зимой замерзает аккумулятор и как его отогреть: запомните эти правила
- 05:56 27 декабря
- Илья Крюков

Зимой автомобильный аккумулятор проходит суровую проверку на прочность. Многие водители считают, что раз электролит — это кислота, то и замерзнуть она не может. Это опасное заблуждение - замерзает не сама кислота, а вода в её составе. И чем ниже плотность электролита, то есть чем сильнее разряжена батарея, тем выше риск её превращения в ледяной блок.
От чего на самом деле зависит точка замерзания
Главный враг АКБ на морозе — низкий заряд. В полностью заряженной батарее с плотностью электролита около 1.27 г/см³ кристаллизация начинается лишь при экстремальных -65°C. Но стоит ей разрядиться наполовину (плотность ~1.20 г/см³), и порог замерзания резко поднимается до -30°C. А полностью «севшая» батарея с плотностью 1.10 г/см³ может заледенеть уже при -7...-10°C.
Помимо уровня заряда, к замерзанию ведут:
- Сильный износ: сульфатированные пластины не могут удержать полную ёмкость.
- Постоянные утечки тока: например, от неисправной сигнализации или магнитолы, которые медленно, но верно «высасывают» заряд.
- Длительные сильные морозы: даже у исправной батареи при -35°C и ниже риски возрастают.
Как выглядит замерзший аккумулятор и что с ним делать
Если внутри образовался лёд, это обычно видно невооружённым глазом. Корпус может быть вздутым, а на стенках иногда появляются трещины. При попытке завести машину не последует никакой реакции — напряжения просто нет.
Порядок действий должен быть строгим:
- Ни в коем случае не пытаться заряжать или «прикуривать»! Это может привести к взрыву.
- Аккуратно снять батарею и занести в тёплое помещение. Дать ей оттаять естественным путём, без использования фенов или обогревателей.
- После оттаивания провести визуальный осмотр. Сильное вздутие или трещины — прямые признаки для утилизации.
- Если корпус цел, можно проверить уровень и плотность электролита (в обслуживаемых моделях) и поставить АКБ на медленную зарядку малым током (около 10% от её ёмкости).
Важно понимать: даже успешно отогретая батарея уже не будет прежней. Лёд повреждает активную массу на пластинах, что ведёт к необратимой потере ёмкости и ресурса.
Как предотвратить замерзание: зимний чек-лист
Гораздо проще не допустить проблему, чем бороться с последствиями.
- Перед зимой проверьте заряд АКБ нагрузочной вилкой и измерьте плотность электролита.
- Если автомобиль долго стоит на морозе, раз в 1-2 недели подзаряжайте батарею стационарным зарядным устройством.
- Убедитесь в отсутствии паразитных утечек тока. Норма — не более 50-80 мА.
- Избегайте коротких поездок «на пять минут». За это время генератор не успевает восстановить заряд, потраченный на запуск.
- Для сурового климата рассмотрите покупку термокейса для аккумулятора или более морозостойких технологий.
Какие технологии лучше противостоят холоду
Современные типы АКБ более выносливы. Усовершенствованные кальциевые батареи (EFB) и, особенно, AGM-аккумуляторы лучше держат заряд и устойчивее к глубоким разрядам. В них либо электролит загущен (AGM), либо пластины усилены (EFB), что отодвигает порог замерзания на 5-10 градусов ниже по сравнению с классической "кислотой" при том же уровне заряда. Гелевые (GEL) батареи — чемпионы по морозостойкости, но они реже применяются в автомобилях.
Главный зимний принцип прост: следите за состоянием батареи и не допускайте её глубокого разряда. Полностью заряженный аккумулятор боится мороза гораздо меньше, пишет Дзен-канал РБК Autonews.
Читайте также:
- Бомбочки для ванны — простая технология своими руками
- Это не кризис, а привычки: 6 шагов, которые оставляют меня без денег
- Рецепт из нулевых: салат «Белая береза», который почему-то забыли - а он всё ещё идеален для новогоднего стола
- Для стирки, мебели и не только: 5 необычных способов использования фольги в быту
- Всего 3 детали способны состарить любой интерьер — это бросается в глаза каждому